Инструкция
1
Если речь идет о ребенке старше 3х лет, в первую очередь родители должны обратиться к врачам. В этом случае обязателен визит к неврологу. Он пропишет лечение, если таковое малышу необходимо. Любые занятия на развитие ребенка можно проводить только при условии грамотного лечения. Иначе все усилия будут бесполезны.
2
Помимо невролога, нужно посетить еще и логопеда. Данный специалист сам будет заниматься с ребенком. Кроме того, логопед даст свои рекомендации для занятий на развитие речи малыша дома. Работа логопеда только тогда даст результат, когда сами родители будут выполнять со своим чадом все его домашние задания. Основная работа лежит на плечах мамы и папы, а не логопеда. Каждый день дома необходимо повторять то, что ребенок делал на занятиях с логопедом.
3
Перестаньте понимать ребенка. Речь для него должна стать необходимостью. Разумеется, вы уже приспособились довольно быстро понимать, чего хочет ваш малыш. Но, чтобы он начал говорить, не надо на первое же его мычание давать игрушку, которую он просит. Будьте готовы к тому, что ребенок не ожидает такой реакции от вас, он будет расстраиваться или плакать. Терпите его слезы и выжидайте, пока он не начнет хотя бы пытаться что-то произносить. Тогда уже можете дать то, что малыш хочет.
4
Хорошо помогают в развитии речи кубики Зайцева. Такие кубики и программу для занятий по ним вы можете приобрести в специализированном магазине. Изначально программа Зайцева была создана для обучения чтению. Занятия проводятся с использованием плакатов и кубиков, на которых написаны склады – сочетания одного согласного и одного гласного звука. Есть также кубики с гласными звуками. Петь ребенку намного проще, чем говорить. Поэтому вы сначала учите малыша пропевать склады на кубиках и плакатах, а лишь затем их читать. Для этого достаточно постепенно уменьшать длительность протягивания гласной, таким образом, со временем пение превращается в чтение.
5
Занимаясь с ребенком, следите, чтобы он видел ваши губы. Неговорящему малышу полезно наблюдать, что именно он должен делать губами и языком для произношения какого-либо звука. Можете не только демонстрировать ребенку свое лицо при выполнении упражнений на речь, но и использовать зеркало. Пусть он сравнивает движения ваших и своих губ в зеркале.
6
Гримасничайте с ребенком. Часто у малыша, который не разговаривает, слабо развита мимика. Поэтому для него крайне полезно разминать мышцы лица: кривляться, изображать разные эмоции и животных. Чем активнее он будет это делать, тем лучше. Дети обычно любят играть в такие гримасы. Поощряйте желание ребенка играть с языком: показывайте язык друг другу, облизывайте губы, сворачивайте его трубочкой и т.д. Это весело и очень полезно для развития речи ребенка.