Проблемы отличников



Успешный ученик, отличник, как правило, не вызывает беспокойства ни у учителей, ни у родителей. Напротив, взрослым кажется, что он вполне благополучен. На самом деле, зарабатывая «пятерки», ребенок может руководствоваться не только тягой к знаниям и желанием преуспеть.

Для детей, не слишком избалованных родительским вниманием, неуверенных в себе и своих достоинствах, оценки могут стать своеобразной компенсацией, «платой» за одобрение родителями и учителями. Принося отличные оценки, ребенок надеется получить в ответ признание своих талантов. Становясь взрослыми, таким людям бывает нелегко осознать, что их можно любить и ценить не за то, что они отлично справляются со своей социальной ролью, а за их личные достоинства и качества.


Другой проблемой отличника может стать перфекционизм. Желание сделать все идеально во всех сферах своей жизни. Такие люди теряются, когда необходимо расставить приоритеты и выделить главные направления и задачи в своей жизни. Для них «второе место» означает поражение. Но как известно, невозможно объять необъятное и быть лучшим буквально во всем, в жизни приходится выбирать что-то наиболее важное и значимое и отдавать выбранному пути максимум сил, талантов и времени. В противном случае довольно легко довести себя до нервного и физического истощения, что зачастую и случается с перфекционистами.

Еще одной бедой отличников является то, что они не умеют проигрывать. Привыкнув во всем быть первыми, они не умеют адекватно воспринимать неудачи и извлекать из них жизненные уроки. Внезапное поражение на фоне постоянных побед может стать для них настоящей катастрофой. И там, где менее успешный ученик постарается исправить положение, потерпевший фиаско отличник будет лишь страдать и горевать над своим бедственным положением.

Возможны у отличников и проблемы с установлением дружеских связей, умением работать в команде и организовать совместную деятельность. Случается так, что окружение успешного ученика довольно потребительски относится к своему товарищу-отличнику, ведь это так удобно: есть, у кого проконсультироваться, получить объяснения, списать, наконец! А настоящих друзей, ценящих не его успехи в учебе и знания, а личные качества, у отличника может и не быть.

Успешные троечники



А вот те ребята, которые в школе учились достаточно средне, во взрослой жизни подчас становятся вполне успешными людьми. Известно, что 50% бизнесменов были в школе «троечниками». И это скорее правило, нежели исключение.

Происходит это оттого, что троечники, в отличие от отличников и хорошистов, не настолько сосредоточены на учебе, на том, чтобы доказать родителям и учителям, насколько они хороши. Дети просто выбирают то, что им интересно. Они не боятся за свою «репутацию», поэтому чаще предпринимают рискованные или авантюрные шаги. Учеба для них – не средство построения карьеры, а необходимость, часть жизни, к которой они учатся приспосабливаться. Они не боятся поражений, не так остро воспринимают неудачи, а успех и случающиеся у них хорошие отметки не кружат им голову. К тому же нет необходимости выглядеть хорошо в глазах родителей и учителей.

В результате троечники оказываются лучше приспособлены к жизни в обществе, более гибки и свободны, чем успешные ученики. За время учебы в школе они успевают приобрести качества, позволяющие сделать успешную карьеру, да и разобраться, чего им действительно хочется в жизни, у них подчас получается быстрее и лучше.

Конечно, нельзя сказать, что любой отличник вырастет неуверенным в себе перфекционистом с комплексом неполноценности, а любой троечник станет когда-нибудь признанным гением. Успех в жизни зависит от очень многих факторов, но и говорить о том, что уровень дальнейшего жизненного благополучия напрямую зависит от успешности в учебе, тоже неверно.