Первой причиной чрезмерного нагрева мотора может быть недостаток охлаждающей жидкости. Он может быть следствием какой-нибудь течи в системе охлаждения. Обнаружить факт подтекания можно по белым потекам на двигателе и каплям тосола под машиной после стоянки. Внутреннюю течь, когда охлаждающая жидкость уходит в масло и цилиндры, обнаружить сложнее. И последствия от нее бывают хуже. Кроме опасности перегрева добавляется опасность гидроудара и заклинивания коленвала.

Второй причиной может стать низкая эффективность вентилятора радиатора. Малая производительность его работы может быть из-за ослабления натяжения ремня его привода или из-за некорректной работы датчика температуры. Также возможно сильное загрязнение ребер радиатора особенно в летнее время в тех регионах, где растет много тополей.


Третья причина – неисправность термостата. При этом он зависает в одном из двух положений, и охлаждающая жидкость постоянно начинает циркулировать только по большому кругу, или только по малому. В первом случае мотор начинает труднее набирать рабочую температуру, во втором – постоянно перегреваться. Причиной выхода термостата из строя может быть жесткая вода с большим содержанием солей и минералов, либо злоупотребление герметиками для системы охлаждения.

Четвертая причина – неправильная регулировка системы зажигания или впрыска. Позднее зажигание может дать резкий рост температуры отработавших газов, повышенное тепло от которых будет передано на ГБЦ. Длительная работа двигателя в условиях детонации приводит к повышенному износу деталей силового агрегата.

Пятая причина – длительная работа двигателя в условиях повышенных нагрузок. Эффективность охлаждения мотора напрямую зависит от частоты оборотов коленвала. Поэтому в пробках, когда система охлаждения на низких оборотах работает малоэффективно, когда скорости набегающего потока почти нет, а еще и на улице жарко, вероятность чрезмерного нагревания двигателя почти стопроцентная.

Шестая причина – прогоревший выпускной клапан. Наличие трещины на нем повышает температуру отработавших газов, а следовательно – всех деталей двигателя.

Седьмая причина – накопление отложений в полостях системы охлаждения. Отложения образовываются из минеральных солей, выделяющихся из охлаждающей жидкости. Скапливаясь, они перекрывают каналы и мешают отводу тепла. При этом указатель температуры охлаждающей жидкости может и не отреагировать на появившийся внутренний перегрев. Помимо описанного, отложения вызываю кавитацию полостей охлаждения вплоть до появления сквозных дыр в системе.

Восьмая причина – отложения в камере сгорания. Накапливаясь, они как бы теплоизолируют ее. Часто это явление происходит в изношенных двигателях: в цилиндры поступает много масла, которое дает отложения на стенках цилиндров. Появляющиеся перегревы камер сгорания ведут к еще большему расходу масла и усилению данного явления. Как и в предыдущем случае, указатель температуры не покажет повышенного нагрева мотора. Признаки, по которым можно судить о наличии отложений в камерах сгорания – замедленная реакция двигателя на нажатие педали газа, сизый дым из выхлопной трубы, проблемы с запуском силового агрегата.

Последняя причина повышенного нагрева двигателя заключается в злоупотреблениях при использовании присадок к моторному маслу. Присадки, наращивающие металлокерамический слой на поверхностях цилиндров одновременно способствуют возникновению эффекта, аналогичного тому, который проявляется при скоплении отложений на стенках цилиндров.