Маркетинговая деятельность на предприятии



Маркетинговая деятельность на предприятии направлена на определение целевых потребителей, их предпочтений, ожиданий и потребностей. Известно, что именно от лояльности клиентов к продуктам и услугам компании зависит ее финансовая устойчивость и успешность деятельности в целом.

Маркетинг занимается изучением спроса, прогнозируя изменения на рынке. Маркетинг определяет конкурентные преимущества компании, схемы и способы привлечения клиентов и оправдания их ожиданий в предлагаемом продукте. В широком смысле, маркетинговая деятельность на предприятии помогает сориентировать производство компании в нужном русле, с необходимыми свойствами и выгодами для конечного потребителя.


Именно поэтому маркетинговая служба, с входящими в ее состав квалифицированными специалистами, необходима на предприятии. Управление маркетингом на предприятии включает в себя: анализ возможностей, организацию исследований, планирование и контроль за выполнением маркетинговых мероприятий.

Анализ рыночных возможностей



Анализ деятельности предприятия и его возможностей помогает выявить сильные стороны и оценить перспективы. Анализируя существующую рыночную ситуацию, маркетологи решают, каким образом можно увеличить спрос на выпускаемый продукт. При этом оценивается эффективность уже имеющихся каналов сбыта продукции компании и коммуникационных каналов с клиентами.

Маркетинговая служба активно изучает источники полезной информации: прайс-листы и рекламные объявления конкурентов, отзывы потребителей. Проводятся опросы потенциальных клиентов, анализируются полученные мнения. Получая характеристику рыночной ситуации, маркетинговый отдел решает целесообразность реализации той или иной возможности фирмы.

В результате анализа, специалисты приходят к выводу о более глубоком проникновении на рынок, расширении границ рынка, выпуска нового товара или диверсификации (предложение нового товара на новом рынке). Каждой рыночной возможности компании соответствуют свои условия, задачи и цели.

Выбор целевого рынка и разработка комплекса маркетинга



Наблюдения за изменениями на рынке позволяют выбрать целевой рынок и ориентировать свою деятельность на него. Безусловно, свойства и преимущества продукта на выбранном рынке должны решать проблемы и нужды покупателей. Затем выбирают целевых клиентов, изучают их потребности и выбирают способ позиционирования своего продукта.

Так, сформировав нужный потребителю образ выпускаемого продукта, компания приступает к разработке комплекса маркетинга. Данный комплекс включает в себя удовлетворение ожиданий потребителя по следующим параметрам: цена, товар, продвижение, сбыт.

Функции планирования и контроля



На следующем этапе разрабатывается детальный план, который описывает цели, стратегию развития и пути реализации. В нем описываются необходимые мероприятия и программы для достижения таких целей, как: увеличение продаж и числа клиентов, повышение конкурентоспособности, увеличение доли компании на рынке. В разработке плана учитываются внешние и внутренние факторы, которые могут повлиять на достижение таких целей. Рассчитываются затраты, необходимый бюджет, прогнозируется ожидаемая прибыль и эффективность для организации.

Контроль как управленческая функция включает в себя выявление проблем и своевременное реагирование на них в непредвиденных ситуациях. Контроль помогает достичь намеченного плана маркетинговой службы.