Совет 1: Основания применения и виды неустойки

Неустойка представляет собой способ обеспечения исполнения обязательства, а также меру ответственности за его невыполнение, ненадлежащее исполнение. Основания для применения, виды неустойки определены действующим гражданским законодательством.
Неустойка представляет собой сумму денежных средств, определенную в законе, гражданско-правовом договоре, которую одна сторона обязательства должна заплатить другой стороне при условии нарушения этого обязательства (его несвоевременного исполнения). Неустойка выступает способом обеспечения выполнения обязательств участниками гражданского оборота, поскольку именно вероятность привлечения к данной ответственности побуждает контрагентов исполнять принятые на себя обязательства своевременно, в полном объеме. Несение определенных убытков получателем неустойки не имеет значения для ее уплаты, поэтому наличие указанных убытков заинтересованный контрагент доказывать не обязан.

Виды неустойки

Основная классификация предполагает наличие двух разновидностей неустойки: законной и договорной. Законная неустойка определяется каким-либо нормативно-правовым актом, а договорная фиксируется в соглашении сторон. Примером законной неустойки является положение статьи 395 Гражданского кодекса РФ. Размер и условия применения договорной неустойки определяются контрагентами самостоятельно. Кроме того, неустойка может быть выражена в форме штрафа или пени. Штрафная неустойка обычно предполагает выплату определенной фиксированной суммы, которая может быть выражена в процентном отношении к размеру основного обязательства или просто в виде заранее определенной величины. Пени предполагают начисление определенного процента за каждый день допущенной контрагентом просрочки, хотя максимальный размер неустойки в этом случае также может быть ограничен сторонами договора.

Основания для применения неустойки

Основанием для применения неустойки является нарушение обязательства, которое чаще всего выражается в просрочке его исполнения. При этом обязательным условием является наличие ответственности должника за подобное нарушение, поскольку при отсутствии указанной ответственности неустойка взыскиваться не может. Документальным основанием для применения законной неустойки является нормативно-правовой акт, которым предусмотрено ее взыскание. Если же речь идет о договорной неустойке, то в качестве документального основания выступает письменное соглашение сторон, поскольку на базе устной договоренности неустойка не выплачивается, что закреплено гражданским законодательством.

Совет 2: Как снизить размер неустойки по кредиту

Приобретение товаров в кредит стало очень популярным. Некоторые люди переоценивают свои финансовые возможности, когда берут кредиты. И по истечении времени понимают, что не в состоянии выплатить банку, возникшие долги.
Инструкция
1
Гражданским законодательством установлена ответственность в виде штрафа (неустойки) заемщика перед банком за несвоевременный возврат или неуплату кредита. Размер штрафа определяется в кредитном договоре. При длительной неуплате кредита или при включении в кредитный договор незаконных условий размер неустойки становиться больше, чем сумма взятого кредита. Заемщик в данном случае вынужден гасить не сумму основного долга, а набежавшие пени.
2
Согласно ст. 333 Гражданского кодекса неустойка может быть уменьшена, если её размер не соответствует последствиям нарушения обязательства. Для уменьшения неустойки необходимо заявить данное требование при рассмотрении в суде вашего дела о взыскании суммы основного долга и неустойки. Данное требование можно изложить в отзыве на исковое заявление, поданное вашим кредитором. Но лучше оформить его в виде отдельного ходатайства.
3
В ходатайстве необходимо указать, что вы просите снизить размер неустойки на основании ст. 333 Гражданского кодекса РФ. Также необходимо привести доводы и доказательства, подтверждающие несоразмерность неустойки убыткам, которые понес ваш кредитор. Например, указать, что размер неустойки значительно превышает сумму основного долга. Кроме того, суды определяют размер неустойки как завышенный, если он превышает двукратную учетную ставку ЦБ РФ на момент нарушения обязательств. На 2014 год она составляет 8,25%. Таким образом, в 2014 году соразмерной можно считать неустойку в размере 16,5%. Учитывая изложенное, в ходатайстве можно просить о снижении размера неустойки до уровня двукратной учетной ставки ЦБ РФ.
4
Для того, чтобы просить суд об уменьшении неустойки ниже, чем двукратная учетная ставка ЦБ РФ, необходимо доказать, что средний процент по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым организациям другими банками в вашем регионе в период нарушения обязательства, ниже двукратной учетной ставки ЦБ РФ, существовавшей в тот же период.
Обратите внимание
Заявить о снижении размера неустойки можно только в суде первой инстанции.
Совет полезен?
Без вашего ходатайства суд не может самостоятельно принять решение о снижении размера неустойки.
Видео по теме
Источники:
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500