Совет 1: Где встречается паразитический червь ришта

Ришта, или так называемый гвинейский червь, является возбудителем опасного заболевания дракункулеза. Наиболее рискуют им заразиться жители порядка двадцати самых 20 эндемичных, по мнению официальной статистики, стран Азии и Африки.

Ришта - что или кто это?

Ришта - болезнь, которую вызывает одноименный паразит - червь, относящийся к типу нематод. Название ришты связано с таджикским словом, обозначающим «нить», а болезнь, вызываемая его личинками, относится к нематодозам. Интересно, что понятие дракункулез произошло от латинского выражения, означающего поражение, нанесенное «маленькими драконами».

Первые упоминания о дракункулезе, как и его возбудителе черве ришта, относятся к началу 10 века до н.э. Историки медицины цитируют подробное описание клинической картины дракункулеза, данное на страницах Библии. Рассказы об этой болезни были найдены в свое время на египетских папирусах и вавилонских глиняных табличках. Если верить сообщениям далеких предков, в древние времена эти черви были наиболее распространены в водоемах, которые находятся в тропиках и субтропиках. Среди жертв ришты преобладали жители азиатских, африканских, ближневосточных стран, а также население Аравийского полуострова.

Ареал распространения ришт связан с местами обитания веслоногих раков, так как гвинейский червь относится к паразитам, и часть его жизненного цикла, помимо развития в человеческом организме, проходит именно в представителях этого рода ракообразных. Веслоногие ракообразные, известные ученым также под названием копеподы, принадлежат к классу Maxillopoda, насчитывающий от 10 до 20 тысяч видов. Точное их количество до сих пор вызывает оживленные споры копеподологов (ученых, посвятивших себя одной из отраслей карцинологии - науки о ракообразных). Большинство копепод являются эктопаразитами, использующими для своих целей, как беспозвоночных, так и позвоночных животных, которые обитают в морях и континентальных водоемах.

По данным эпидемиологов, в течение 1986 года 3,5 миллиона случаев заражением дракункулезом было зарегистрировано на территории 20 стран Азии и Африки, однако уже к 2009 году удалось существенно сократить их количество - оно составило лишь 3190. Отмечается, что при этом 3185 человека, заразившихся риштой, сделали это в четырех африканских странах - Судане, Эфиопии, Мали и Гане.

Болезнь, которую вызывает червь ришта

По данным специалистов, паразит попадает в человеческий организм вместе с случайно заглатываемой водой, то есть перорально. Если в этом глотке окажутся раки-носители личинок ришт, скорее всего у человека спустя некоторое время будет диагностирован дракункулез. Клинические появления появляются в зависимости активности червя и скорости его роста. Попадая в кишечник человека, ришта начинает въедаться в его стенку, оказываясь в результате в том или ином лимфатическом сосуде. Следующий этап начинается, когда червь попадает в полость тела, где ему предстоит претерпеть две линьки, достигнув в результате своей половой зрелости.

Сразу после спаривания самцы погибают, тогда как самки мигрируют в кожные покровы. Локализуются черви при этом, как правило, в подкожной клетчатке, где продолжается их активных рост - иногда самки способны достигать в длину 80 см. Когда зараженный участок кожи оказывается в воде, червь начинает высовывать наружу передний конец своего тела, одновременно выбрасывая в воду множество личинок. Цикл замыкается, когда личинки попадают в организм веслоногого рака.

Лечение ришты, дракункулеза, представляет собой вытягивание половозрелой самки червя, наматывая паразита на стержень. Подобные метод впервые был применен еще во времена Древнего Египта. Червя в течение нескольких суток медленно вытягивают из человеческого организма через предварительно сделанный разрез на коже. Если поторопиться, очень высок риск того, червь порвется - тогда в рану может попасть ядовитое псевдоцельное вещество, что может привести к воспалению или даже сепсису.

Совет 2: Правда и мифы о конском волосе

Нередко можно услышать страшилку о том, что существует конский волос. Им обычно называют болезнь, вызываемую червем, который живет в водоемах и проникает в свою жертву, пока та купается. При этом он начинает пожирать ее изнутри, принося адские боли и страдания. Легенда также гласит, что вывести его из организма можно только у ведуньи или гадалки, а традиционная медицина бессильна.
Медики и ученые не признают существования такой болезни. За конский волос можно принять обычную инфекцию, симптомы которой достаточно схожи. Подцепить ее можно, купаясь в природных водоемах, количество бактерий в которых велико. Достаточно получить глубокую рану. Возможно, именно поэтому из червя сделали монстра, прогрызающего кожу и съедающего человека.

Основа мифа

У легендарного конского волоса существует реальный прототип. Им является беспозвоночный червь – волосатик. Длина взрослой особи может достигать 40 см, а ширина – 5 мм. Окраска меняется от белой до темно-коричневой. Именно поэтому мифического монстра называют конским волосом.

Волосатик действительно является паразитом, однако его носителями обычно являются насекомые. Сначала личинка попадает в мелких представителей, например, мотыля. А когда последнего съедают, червь отправляется вместе с ним в желудок более крупного насекомого. Волосатик находится в нем около месяца, после чего прогрызает себе путь наружу.

Обитает это беспозвоночное в воде, жизнь его длится не более 4 недель. За это время он спаривается с другим представителем, откладывает яйца и умирает. Пищеварительная система у взрослой особи отсутствует, поэтому она не питается вообще. А значит и прогрызть тело других обитателей водоемов, а тем более человека, просто не в состоянии. Возможно, он попадет в организм вместе с уже инфицированным насекомым, однако прожить червь внутри не сможет.

Похожие болезни

Болезнь дракункулез можно считать реальным прототипом конского волоса. Ее возбудителем является червь – ришта. Но и он не поджидает своих жертв, а попадает внутрь при употреблении неочищенной воды. Он откладывает свои яйца в организме и ищет путь наружу. Чаще всего он прогрызает его через нижние конечности человека. Все это сопровождается мучением носителя вируса. Обитает такой червь только в странах с теплым тропическим климатом, а в России ришта прижиться не сможет.

Еще одной болезнью, схожей с конским волосом, считается дирофиляриоз. Она свойственна животным семейства псовых и кошачьих. Ее разносчиком являются обычные комары. При укусе в кровоток попадает возбудитель болезни – дирофиляря. Он же перемещается по организму, пока не доберется до сердца или крупных сосудов. Человек заражается этой болезнью редко, но чтобы обезопаситься, необходима профилактика. Например, использование средств от комаров.

Болезнь существует не одну сотню лет. И за это время она была достаточно изучена медициной. Лечение может оказаться затруднительным, но более действенным, чем поход к гадалкам и ведуньям.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500