Совет 1: Какие бывают семейно-бытовые праздники

Ритуалы и обычаи, происхождение которых даже не всегда понятно, сопровождают человека на каждом шагу, от момента рождения и до самой смерти. Обрядовые действия сопровождают и личную и общественную жизнь человека.
Традиции окружают человека на протяжении всей его жизни, хотя подчас их смысл и значение забыты или даже утеряны. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семейными.

Что такое семейные традиции и обряды

Семейные бытовые обряды праздники со времен язычества отражают полный семейный цикл, в который входят похороны, свадьбу и рождение. Не в традициях были бракоразводные процессы, поэтому они и не получили соответствующего обрядового оформления.

Все обряды, связанные с семейными событиями несли в себе магические свойства, целью которых была защита человека от злых сил и привлечение удачи.

Свадебные обряды

Традиционное время празднования свадеб – осень, после уборочных работ или зима после празднования Крещенья. Свадебный обряд и празднование занимали много времени и состояли из нескольких этапов. Создание новой семьи приравнивалось к новому циклу рождений.

Каждый этап свадебного цикла сопровождался ритуальными песнями, соответствующими моменту. Каждый этап имел свое магическое значение, включая кражу невесты и свадебные бесчинства.

Рождение ребенка

Таинство рождения было действительно таинством и считалось, что чем меньше народу знает о начавшихся родах, тем легче перенесет роженица родовые муки.

Однако причастность к родам отца ребенка отмечалась рядом магических действий, которые негласно существовали в кодексе Кувада.

В акушерки призывали женщину, миновавшую детородный период. На момент родов в доме все распахивалось, развязывалось, чтобы стимулировать раскрытие родовых путей. Пуповина перерезалась на орудии труда, в соответствии с желаемой будущей профессией младенца.

Новоселье

Новоселье в русской патриархальной деревне было достаточно редким явлением, но имело свои традиции празднования.

С приходом христианства появилась традиция освящать новое жилье. Но от язычества остались приношение подарков на новоселье, а также обычай запускать в дом кошку (можно и черного петуха).

Старинные традиции в современных семейно-бытовых праздниках

Часть традиций празднования семейно-бытовых праздников отошла в небытие в связи со сменой социальной структуры общества. Частично традиции оказались под запретом советской власти.

В современной жизни категория семейно-бытовых праздников переместилась в категорию календарных, отмечаемых в кругу семьи, и утратила свой магический смысл.

Но даже в современных свадебных обрядах присутствуют элементы, происхождение которых трудно объяснить без знания истории собственного народа.

Совет 2: Какие существуют семейные традиции

Семейных традиций существует великое множество. Некоторые из них очень похожи в большинстве своем, но есть и весьма уникальные случаи, порой подвергаемые критике и общественному порицанию. Однако без них та или иная семья не была бы такой, какая она есть.

Все как у всех

Как правило, во многих семьях традицией считается собираться вместе на дни рождения близких родственников и организовывать по этому поводу праздничное застолье. Аналогичная ситуация касается Нового года, рождения ребенка, свадьбы, новоселья и других знаменательных дат. К примеру, в семьях ветеранов Великой Отечественной войны на 9 мая собираются все родственники и чествуют героев.

В ряде семей до сих пор жива традиция читать своим маленьким детям сказки перед сном или петь колыбельные. Кроме того, существует традиция наказания и поощрения подрастающего поколения. Наверняка, многие вспомнят, что самыми известными способами наказания в советские времена было поставить ребенка в угол или бить его ремнем.

Есть семьи, где утро начинается с пожелания доброго дня, а уход ко сну сопровождается фразой «Спокойной ночи!» В некоторых семьях до сих пор существует традиция обсуждать все важные вопросы на семейном совете, где каждый имеет право голоса или хотя бы возможность высказать собственную точку зрения.

В большинстве семей родители стараются всячески развивать своих детей, поэтому доброй традицией становится путешествовать вместе или посещать различные культурные мероприятия, театры, кино, выставки и картинные галереи.

Странные семейные традиции

В Корее в некоторых семьях необходимо громко чавкать во время застолья, чтобы показать хозяевам, что еда очень вкусная. А в США есть семьи, все члены которых собираются вместе на Рождество и традиционно надевают вязаные красные свитера. Порой подобные изделия дополнены принтом с оленями.

Любопытная новогодняя традиция есть и в Ирландии. Некоторые специально оставляют двери своего дома открытыми 31 декабря. Так любой незнакомец может зайти к ним и рассчитывать на ужин, причем, обращаться с ним будут как с почетным гостем. А уже на следующий день все семьи отмечают праздник с близкими родственниками.

Весьма интересны свадебные семейные традиции в разных странах. Если у многих восточных народов непременным ритуалом считается «похищение невесты», то в Кении, к примеру, когда девушка уезжает из отчего дома со свои мужем, для ее отца вполне естественно плюнуть ей в грудь и в голову. Так он благословляет молодоженов на долгую и счастливую совместную жизнь.

А в Германии считается, что молодожены должны начинать совместную жизнь в окружении новых вещей, поэтому посуда после свадебного застолья не моется, а разбивается. Как говорится, кто во что горазд.

Совет 3: Что такое патриархальная семья

Патриархальные отношения в семье лежат в основе многих восточных, европейских и американских доколумбовых цивилизаций. Основную роль в данном случае играют кровнородственные связи. При этом жена неукоснительно подчиняется воле своего мужа, а дети – желанию родителей.

Основы патриархальной семьи

В патриархальной семье мужчина является основным кормильцем и добытчиком, а женщина, как правило, не работает, а лишь ведет хозяйство, присматривает за домом и детьми.

В эпоху Средневековья патриархальная семья объединяла несколько поколений родственников, работающих вместе. Отсюда и пошли традиции семейного бизнеса, которые имеют место и в наши дни. При этом сюда относились не только близкая родня, но и троюродные братья и сестры и даже наложницы и любовницы мужа.

Моногамной такая семья является исключительно для женщины. Мужчинам предоставлялось намного больше свобод. Наиболее яркие примеры патриархальных семей до сих пор существуют в арабских странах, где, как известно, официально разрешено многоженство. Некоторые социологи считают, что в патриархальных семьях происходит порабощение женщины и дискриминация слабого пола.

В современном мире патриархальная семья состоит преимущественно из супругов и детей. Порой в нее входят родители мужа и жены, а отношения имеют более демократичный характер. Если раньше решения в такой семье принимались исключительно мужем, сейчас супруги чаще всего советуются друг с другом, однако мужчина продолжает играть ключевую роль.

Недостатки патриархальной семьи

Наверное, многие считают, что большая семья – это просто мечта. Но на практике все выглядит совершенно иначе. Представители разных поколений попросту мешают друг другу жить. Порой ситуация доходит до абсурда, к примеру, если бабушка и дедушка стараются не вмешиваться в жизнь своих детей и внуков, их обвиняют в холодности и отсутствии помощи, а в обратной ситуации – в назойливости.

С другой стороны, главенство принадлежит самому старшему мужчине в семье. Тем не менее, это не значит, что он самый мудрый или интеллектуально одаренный. Все внимание приковано исключительно к его биологическому возрасту. Не мудрено, что его высказывания порой ставят в тупик более юных членов семьи.

Если под одной крышей живут несколько семей примерно одинакового возраста, к примеру, родные братья с детьми и женами, то вероятен конфликт интересов, так как вполне закономерно, что жить совершенно одинаково не представляется возможным. Иногда ситуацию усугубляют имущественные приоритеты, потому что не все родственники являются в равной степени собственниками жилья, в котором они проживают.

Иными словами, выстроить гармоничные и уважительные отношения между всеми членами патриархальной семьи достаточно сложно. Чаще всего в их основе лежит желание отдать дань традициям, а не истинные чувства.

Совет 4: Как отмечать семейные праздники

Семейные ценности, традиции культивируются благодаря поддержанию семейных связей и организации праздников, которые, безусловно, объединяют даже самых дальних родственников.
Инструкция
1
Семейные праздники могут не обязательно быть связаны с календарными датами, утвержденными правительством и церковью, вы легко можете брать за основу семейно-бытовые даты, дни рождения, юбилеи и прочие знаменательные события. Почему, например, не отметить новоселье, сдачу первого экзамена или первую спортивную медаль. Семейным праздником может стать 1 сентября, день знакомства, свадьбы и любой другой повод, который в состоянии собрать близких людей в едином порыве, на время объединить их и сплотить.
2
Устраивайте спонтанные вечера с переодеваниями в одном стиле или цвете. День рождения вообще может стать отдельным поводом «приодеть» именинника или украсить квартиру. Причем совсем не обязательно отмечать этот день традиционно – дома. Устройте пикник, поход в кино или велопробег, пусть день будет насыщен событиями.
3
Весьма важны семейные ритуалы, которые могут быть особым сопровождением любого праздника. К таковым, например, относятся ежегодное украшение новогодней елки или написание письма Деду морозу. Вы можете совместно создавать коллажи из старых открыток и фотографий, делать семейные альбомы, фильмы или зарисовки на компьютере.
4
Не поленитесь разработать сценарий мероприятия, раздайте всем участвующим отрывки из стихов, приготовьте музыкальные инструменты, распечатайте слова песен. Конкурсы с веселыми заданиями, в которых могут принимать участие все члены семьи подойдут как нельзя кстати к совместному разновозрастному мероприятию.
5
Направьте свою энергию на создание семенных традиций, пусть каждая пятница, суббота или воскресение станет для вас особым поводом собираться вместе за вечерним чаепитием со специально приготовленным по поводу пирогом. Задумайтесь о способностях членов вашей семьи, об их уникальных умениях, возможно, именно их можно взять за основу нового для вашей семьи обычая, например, поручение приготовления определенного блюда отдельно взятому человеку.
6
Выделите для себя один день, когда все члены вашей семьи должны собираться дома, примите за правило петь одну и ту же песню, которая станет вашим семейным гимном и гвоздем программы одновременно, проявите немного фантазии и, возможно, вы сможете получить совершенно впечатляющий и непредсказуемый результат.
Обратите внимание
Возьмите за правило дарение подарков со специальным оформлением, написание, к сожалению, не столь модных сегодня открыток с пожеланиями.
Совет полезен?
Никогда не принуждайте своих домочадцев к участию в мероприятиях. Праздник должен быть радостью, а не повинностью.

Совет 5: Какие бывают песни

Песня - самый распространенный вид вокальной музыки. Стихи и мелодия в ней взаимосвязаны. Разные бывают песни по жанру, складу, форме исполнения. Но объединяет их главное: в них живет народная душа.

Что такое песня?

Песня – небольшое словесно-музыкальное произведение. Исполняется солистом или хором.

Тексты песен отличаются от других стихов. У них четкая композиция. Каждая строфа является законченной мыслью. А строка равняется фразе. В русской песенной поэзии широко применяется трехдольный размер.

В песне между музыкой и словами существует особая связь. Мелодия песни отражает образное содержание текста в целом. Мелодия и текст песни состоят из строф или куплетов (часто с припевом).

Немного истории

Песня, как музыкальный жанр, зародилась в глубокой древности. В эпоху средневековья не было разделения на поэзию и музыку. Существовало только песенное искусство. Например, песни трубадуров.

Сначала песни были одноголосными. Но в шестнадцатом веке в Италии и Франции их стали исполнять в сопровождении одного или нескольких музыкальных инструментов. Так появились полифонические песенные произведения.

Такие разные

Песни бывают народные и авторские (профессиональные). Они тесно между собой взаимодействуют. Композиторы в своих произведениях используют народные мелодии. А некоторые авторские песни со временем приобретают такую популярность, что народ их считает своими.

В восемнадцатом веке в песенном жанре выделяется камерная песня-романс в сопровождении клавишного инструмента. В период Великой французской революции складывается жанр массовой революционной песни. Его яркий пример – «Марсельеза».

В начале двадцатого века во многих странах наблюдался подъем рабочей революционной песни. Ее лучший международный образец – «Интернационал». Революционная песня послужила истоком песни массовой, которая стала ведущим жанром советского музыкального искусства.

Особенно активно массовая песня развивалась в нашей стране в годы Гражданской войны и в Великую Отечественную. Она впитала в себя черты народной песни.

Песня согревала солдат в холодных окопах. Поднимала в атаку. Как весточка из дома, дарила любовь и надежду.

Большого развития в двадцатом веке достигла эстрадная песня. Ее исполняли и солисты, и вокально-инструментальные ансамбли. В 60-70 годах возродилась традиция шансонье.

Песни бывают лирические и гимнические, сольные и хоровые, с сопровождением и без него, бытовые и революционные… Они различаются по жанрам, формам исполнения, по складу. Все песни разные. Но их объединяет главное: в песнях живет народная душа.
Видео по теме
Источники:
  • В. А. Васина-Гроссман ПЕСНЯ

Совет 6: История праздника День защиты детей

Один из самых радостных и желанных дней для любого школьника - это 1 июня. Помимо того, что это первый день лета и самых длинных каникул, это еще и Международный день защиты детей.

Историческая справка

Говорят, что дети - цветы жизни. Подсчитать, сколько таких цветов было поломано, помято и истоптано в годы Второй мировой войны не представляется возможным. Решение о необходимости создания дня, знаменующего права детей, было принято еще в 1925 году на Всемирной конференции в Женеве. Эта конференция посвящалась обеспечению благополучия детей во всем мире.

А, собственно, сам праздник своим существованием обязан Международной демократической федерации женщин. Эта организация, находящаяся под эгидой ООН, вдохновленная кошмарными событиями войны 40-х годов, в 1949 году в Париже приняла клятву: бороться за безустанное обеспечение международного мира как основного гаранта детской безопасности, счастья и благополучия. Чуть позже, во время Московской сессии МДФЖ, реализуя решения ее второго конгресса, был учрежден Международный день защиты детей.

Африканские дети, помимо международного, имеют собственный праздник - день африканского ребенка. Инициировала его проведение Организация африканского единства. Поводом для такого решения стал расстрел в 1976 году колонны студентов и школьников, выступающих за право получения образования на родном языке. День защиты детей Африки (так называют праздник в европейских странах) был учрежден в 1991 году, отмечается 16 июня.

Первый международный день защиты детей отмечался в 1950 году. В Советском Союзе, как и сегодня в России, принято начинать праздник с речей, дискуссий, посвященных благополучию детской жизни. В этот день организовываются многочисленные благотворительные концерты, начинаются и завершаются акции, призванные решить проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В программу культурных мероприятий праздника входят детские спортивные состязания, организация познавательных площадок, показ специальных художественных фильмов и других развлекательных передач. К активному участию привлекаются не только дети, но и их родители.

Почему 1 июня?

История праздника скрывает только один факт: почему датой проведения праздника было избрано именно 1 июня. Дошедшее до наших дней мнение приписывает это славе Генерального консула Китая, занимавшего эту должность в 1925 году. Собрав 1 июня группу детей-сирот, он устроил для них особенное, красочное празднество - Дуань-у цзе, Фестиваль лодок-драконов. По некоей, вероятно, счастливой случайности, дата празднования совпала с датой проведения Женевской «детской» конференции. Совпадение посчитали значимым и избрали для международного праздника именно 1 июня.

Совет 7: Как фотографировать детские праздники

Несмотря на то, что на некоторых детских праздниках присутствуют профессиональные фотографы, делать дополнительные снимки самостоятельно все же стоит. Если же на мероприятии вы окажетесь единственным фотографом, то вам придется приложить все усилия, чтобы получить действительно качественные и красивые фотографии.
Инструкция
1
Возьмите полупрофессиональную или профессиональную фотокамеру. О съемке на дешевые фотоаппараты и тем более на сотовые телефоны не может быть и речи. Даже опытный фотограф не сможет сделать качественные снимки с помощью подобной техники. Научитесь обращаться с вашим фотоаппаратом, быстро подбирать нужные настройки и т.п.
2
Уточните расписание мероприятия. Вам следует знать, когда, где и что будет происходить, какие моменты нужно заснять обязательно, а какие не слишком достойны внимания. Заранее решите, где вы должны находиться в тот или иной момент, чтобы сделать лучшие снимки. Например, если праздник проходит в детском саду, нужно узнать у воспитателей, когда и где будут находиться дети, чтобы вовремя сфотографировать малышей в зале, на сцене, у праздничного стола и т.п.
3
Уделяйте внимание не только детям, но и декорациям. Новогодняя елка, праздничный стол, сцена, украшенный зал следует сфотографировать. Кроме того, рекомендуется сделать снимки родителей, воспитателей или организаторов мероприятия, актеров в костюмах и прочих взрослых, которые присутствуют на празднике.
4
Сделайте несколько групповых и индивидуальных фотографий детей в перерывах между выступлениями. Но ни в коем случае не заставляйте малышей фотографироваться, если они этого не хотят! Не все дети охотно позируют перед камерой, некоторые, напротив, становятся угрюмыми и сердитыми. Не портите малышам настроение. Можете попытаться превратить процесс съемки в игру: так будет легче найти общий язык с детьми.
5
Ловите интересные моменты, делайте много снимков. Постарайтесь сфотографировать детей в те минуты, когда они ведут себя естественно, а не позируют. Обязательно сфотографируйте ключевые моменты праздника. Например, если вы на дне рождения – сфотографируйте момент, когда именинник задувает свечи на праздничном торте.
Видео по теме
Источники:
  • Современные семейные праздники
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500