Религиозные конфликты и их формы



Религиозные конфликты являются столкновением между носителями различных духовных ценностей, представляющих те или иные культовые направления. Основной причиной подобных столкновений считаются нетерпимость к противоположным религиозным взглядам и обрядовым практикам. При этом на протяжении истории человечества религиозные конфликты разворачивались не только между абсолютно разными культовыми формами, но и в среде одного и того же вероисповедания (так называемые «расколы»).

Конфликтам на религиозной почве всегда были свойственны жесткие формы насилия и убийства. В истории европейской цивилизации одними из наиболее наглядных тому примеров стали Крестовые походы против мусульман (во время которых погибали и иудеи), Римская Инквизиция, а также длительные войны между католиками и протестантами. В России, несмотря на длительное замалчивание фактов, церковь также активно использовала пытки и казни в отношении инакомыслящих, примером чему служат преследования язычников, а позднее – старообрядцев. Между тем религиозная идея весьма активно использовалась политиками, стремившимися заручиться основательной поддержкой со стороны клерикальных кругов в деле поддержания собственной власти или ведения войн.


Религиозная идея как идеологическое оружие



Особую опасность религиозной составляющей в мировых конфликтах представляет ее «универсальность». Другими словами, религиозная идея служит крайне удобной идеологической подпиткой для агрессивных человеческих масс. Там, где не срабатывают политические или патриотические механизмы, с задачей мобилизации общества против «противника» лучше всего справляется религиозная идея. Ради сакральных убеждений человек более склонен взять в руки оружие и подвергнуть риску свою жизнь, чем, например, ради собственного государства. Убежденные в «священном» характере своей борьбы люди снисходительнее относятся к многочисленным жертвам конфликтов и больше готовы к самопожертвованию. Этот фактор всегда использовался диктаторскими режимами. Достаточно вспомнить нацистских солдат, на чьих ремнях красовалась надпись «Gott mit uns» («С нами Бог»). Тот же принцип использовал Сталин, легализовав в 1943 году Православную церковь с целью укрепить религиозный дух солдат, защищавших от Гитлера атеистическое государство.

Несмотря на обилие формальных оправданий использования агрессии и силы против инакомыслящих, истинная причина религиозных конфликтов всегда одна – недостаток той самой любви, о которой столь много говорят практически в каждой конфессии. Впрочем, об этом же предупреждал Иисус Христос, когда сказал: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Евангелие от Иоанна 16:2). В пророческой форме Библия описывает подобные религии как общемировую систему, на совести которой «кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (Откровение 18:24). В противоположность распространенному в мире духу нетерпимости подлинно верующие люди будут следовать принципу уважения права инакомыслящих исповедовать собственные представления, не считая их посягательством на свои религиозные убеждения.