Совет 1: Кто такая Кикимора

В существование кикимор теперь мало кто верит, а само слово иногда употребляется в речи только в переносном значении, когда пренебрежительно называют человека за его нелепый, смешной вид.

«Нечистая» сила

В старину люди считали: появилась в жилище кикимора – в нем «нечисто», благополучной жизни хозяевам не будет. Мокрые следы на полу говорили о том, что в доме поселилась эта нечисть и стала хозяйничать в нем. Болотные и лесные кикиморы, жены леших, похищали детей.

Спасаясь от такой нечистой силы, люди произносили молитвы и заговоры или, наоборот, грубо бранились, обметали все углы в избе и печь, с приговорами окуривая ладаном. В народных поверьях говорится, что кикиморы боятся медведей. Люди считали, что если на темени кикиморы в форме креста выстричь волосы, то нечисть превратиться в человека, о прошлом которого будут напоминать физические недостатки, свойственные людям: заикание, слабоумие, сутулость.

Кикимору мог наслать в жилище колдун, работники, строившие дом и по какой-то причине затаившие в душе обиду на хозяев. «Нечистые» места, где когда-то были зарыты неотпетые покойники или умирали дети, привлекали кикимор. Эти существа обитали за печкой, на чердаках, в подполе, в заброшенных строениях, банях и дворах.

Скрываясь в светлое время суток, своим шумом и возней нечистая сила не давала хозяевам дома покоя по ночам. Людям слышалось, как в тишине кто-то стучит и прядет, а утром можно было увидеть запутанную шерсть, а иногда доведенную до конца работу прядильщицы.

Кикимора являлась надоедливым существом, по причине которого в доме происходили самые разные неприятности. По ночам она шуршала, выла, плакала и не давала людям спокойно спать, била посуду, разбрасывала одежду, безобразничала во дворе, загоняла лошадей. Решившие узнать свою судьбу люди обращались к ней с вопросами, на которые кикимора отвечала стуком.

Встречаются разные описания внешнего облика этого существа, но обычно это очень маленькая уродливая старушка, одетая в лохмотья. Некоторым кикимора виделась девушкой с длинной косой за спиной, в рубахе или нагая.

Значение слова

Известный лингвист, собиратель слов, пословиц и поговорок русского народа В.И. Даль дает толкование слова «кикимора». Он относит ее к определенному роду домовых духов, которые днем спят или прячутся за печью, а ночью проказят или прядут. Также В. Даль отмечает, что в Сибири существует кикимора лесная, по-другому лешачиха. Лингвистом указано и переносное значение этого слова: кикиморами в старину укорительно называли нелюдимов и домоседов, постоянно сидящих дома за работой.

Происхождение слова

Две части: «кик» и «мор» помогают объяснить происхождение и значение слова «кикимора». Первая часть – один из вариантов древнего корня, смысл которого раскрывается словами «горбатый», «выгнутый», «скрюченный». Подобное значение встречается в словах с этим же корнем: например, женский головной убор с выступающими, напоминающими рожки краями назывался «кика». Среди нечистой силы, окружавшей наших предков славян, был кука, которым пугали детей в темноте, и так же называли живущего в бане лешего. Вторая часть «мор» этимологически имеет общеславянский корень со значением «смерть».

Совет 2: Как выглядит кикимора

Несмотря на ставшее привычным выражение «кикимора болотная», чаще всего кикиморой называют злой дух крестьянской избы. Она родится у красной девицы от внебрачной связи с Огненным Змеем, принявшим облик обольстительного юноши, а потому проклята, еще не успев родиться.

Нечистая сила еще до рождения похищает проклятое детище из материнской утробы и уносит за тридевять земель к злым колдунам. Они-то и обучают кикимору недоброму колдовству. С виду кикимора совсем крошечная, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки. Но видит она далеко, бегает быстро.

Незаметно пробирается кикимора в крестьянскую избу и селится там за печкой. Считается, что она выбирает помещение, под которым был зарыт труп ребенка, повешенный или неотпетый покойник. Может кикимора жестоко подшутить над людьми, появившись на их пути в облике брошенного или потерявшегося ребенка. Подобранная и пригретая, она убегает, насмеявшись над своими спасителями.

Присутствие в доме кикиморы нетрудно угадать по оставляемым ею мокрым следам. По ночам она выходит, чтобы проказничать с веретенами, прялкой или вязаньем. Берет кикимора бабье рукоделье и садится в углу возле самой печи. Когда прядет, все время подпрыгивает на месте, только и слышно, как свистит на всю избу веретено. При этом людям от ее работы – один только вред. Она путает нитки, комкает кудель, а потом снова прячется за печку и стучит там коклюшками, пугая маленьких детей.

Если кому-то привидится кикимора, сидящая с прялкой на передней лавке, жди в доме покойника. А уж если она кого-то невзлюбит, то своими причудами выживет всех из избы, начав все бросать, швырять и перестанавливать с места на место. Не лучше будет, если ей вздумается поселиться в курятнике. Там она всем курам перья повыщиплет. Чтобы прогнать ее оттуда, нужно повесить у входа в курятник так называемого «курячьего бога» - камень с природным сквозным отверстием.

Чтобы кикимора ушла из избы, можно все перемыть настойкой горького корня папоротника. Кикимора его очень любит и, в благодарность за угождение, может оставить людей в покое.

Видео по теме
Как выглядит кикимора
Связанная статья
Как выглядит кикимора
Источники:
  • Славянская мифология / Нечисть
  • Кикимора
  • Кикимора
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500