Результаты исследования оформляются в виде матрицы, где каждому фактору присваивается определенный ранг исходя из экспертной оценки его значимости.

Существуют и модернизированные разновидности STEP-анализа. Например, при PESTLE-анализе дополнительно включаются правовые и экологические факторы. При SLEPT-анализе учитывается правовой аспект. При STEEPLE-анализе в объект исследования попадают экологические, правовые и этнические факторы.


Политические факторы



Политические факторы могут создавать благоприятную среду для развития компании, либо, напротив, создавать барьеры для ее деятельности. В число политических драйверов могут включаться программы поддержки отдельных отраслей экономики. Например, в виде целевых программ по исследованиям в области или стимулирования рынков сбыта. Государство может определять приоритетные отрасли развития экономики и устанавливать для них налоговые льготы или прочие преференции. Также к положительным аспектам относят протекционистские меры правительства по поддержке отечественных производителей в виде повышенных импортных пошлин.

Государственные решения могут стать и источником возникновения политических рисков и создавать барьеры для развития компании. Например, в виде различных административных барьеров для развития бизнеса, распространения коррупции, либо путем повышения налоговой нагрузки. Также к числу политических факторов относят выборы, вступления в экономические союзы и альянсы.

Экономические факторы



Анализировать деятельность компании без учета влияния макроэкономической среды было бы некорректно. В число экономических факторов включают такие важные показатели как динамика ВВП и инфляции, курса рубля, ставки рефинансирования. Для компаний, работающих на потребительских рынках, учитывается платежеспособный спрос, статистика занятости и располагаемых доходов населения. Тогда как для представителей промышленных рынков важное значение имеют состояние промпроизводства, а также активность бизнес-среды.

В число экономических включают общую рыночную динамику отрасли, а также тенденции на рынке товаров-заменителей. Учитывается динамика цен на сырье и электроэнергию и пр. факторы.

Cоциальные факторы



В группу социальных факторов включаются изменения в базовых ценностях, а также в потребительских предпочтениях. Указанные тренды определяются на основании опросов потребителей и других методик анализа потребителей. Своевременное выявление тенденций в потребительских предпочтениях позволяет своевременно скорректировать ассортимент.

Также к группе социальных факторов относят демографические параметры, религиозные мотивы, влияние СМИ.

Технологические факторы



Важное значение принадлежит технологическим факторам. В их число входят тенденции в НИОКР, новые патенты и продукты. Например, некоторые из них могут быть направлены на усовершенствование технологии производства, что позволит компании сократить собственные производственные издержки. Особое внимание следует уделить выявлению разработок в области товаров-заменителей.

Значение PEST-анализа



STEP-анализ позволяет создать целостную картину внешней среды компании, определить драйверы и барьеры ее развития. На основании этого можно разработать шаги по повышению конкурентоспособности компании на рынке, а также найти способы нивелирования негативных факторов. STEP-анализ позволяет посмотреть на компанию со стороны. Он дает возможность определить ведущие риски, с которыми придется столкнуться компании. Именно этим обусловлена широкая популярность метода STEP-анализа среди аналитиков.

STEP-анализ больше подходит для стратегического долгосрочного планирования, т.к. он не учитывает внутреннюю среду развития компании. Поэтому данный метод не применяют для тактического планирования.