В дальних поездках утомительно держать ногу на педали газа, очень быстро наступает усталость, суставы начинают болеть. При движении по пробкам спасает коробка-автомат, а вот при прямолинейном движении окажется кстати круиз-контроль. Это система, способная поддерживать заданную водителем скорость движения. Подобное устройство - весьма примитивное, присутствовало на некоторых советских грузовиках в виде второго ручника, который был соединен с тросом акселератора. А первый советский автомобиль, оснащенный полноценной системой на соленоидах – это ГАЗ-21.

Пассивный круиз-контроль



Пожалуй, это наиболее простая система. Она состоит из блока управления и исполнительных механизмов. Кнопки управления, а всего их пять и выведены они на руль для облегчения управления, служат для переключения режимов работы. Все они, конечно, имеют подпись на английском. Список кнопок и их функции:


- кнопка On предназначена для включения системы круиз-контроля;
- Off – для отключения системы;
- кнопка Set/Accel поможет вам зафиксировать ту скорость, с которой вы на данный момент едете, в случае повторного нажатия скорость движения повысится на два километра в час;
- при нажатии кнопки Coast скорость движения понижается;
-а вот кнопка Resume необходима для восстановления скорости, которая была задана до торможения.

Следует учитывать тот факт, что после нажатия на педаль тормоза отключается круиз-контроль. Поэтому потребуется либо восстанавливать ранее заданное значение при помощи соответствующей кнопки, либо задавать новое.

Круиз-контроль управляется специальным компьютером, который считывает из ЭБУ автомобиля некоторые важные параметры (пройденное расстояние, ускорение). Причем неважно, совершаете вы движение в гору либо же спускаетесь с нее, скорость будет поддерживаться на уровне заданной. Также не играет роли загруженность автомобиля.

Адаптивная система круиз-контроля



Это более современная разработка, применяется на дорогих автомобилях. Бортовой компьютер способен поддержать заданную скорость движения, как и в случае с пассивной системой. Также он может сбросить скорость при появлении препятствия впереди автомобиля. А если перед вами окажется стена, то система вообще сбросит скорость до нуля. Распознавание препятствия происходит на расстоянии до 150 метров, а этого достаточно, чтобы принять верное решение.

Определение расстояния до впереди идущего транспорта происходит с помощью лидаров и радаров. Первые устанавливаются на дешевые модели автомобилей, так как стоимость лидара намного меньше, нежели радара. А вот вторые используются на всех машинах премиум-класса. Кроме того, лидары очень чувствительны к атмосферным осадкам, дают сбои во время снега и дождя. Радары этой черты лишены.

Но принцип действия у них одинаков. Датчик, расположенный в бампере (иногда за решеткой радиатора), излучает сигнал. При появлении препятствия, этот сигнал возвращается обратно. Произведя вычисление времени, за которое сигнал вернулся, определяет компьютер расстояние до препятствия. По частоте сигнала можно судить о скорости автомобиля, движущегося впереди. Адаптивная система связана не только с системой питания, но и с тормозной системой. При необходимости в тормозных цилиндрах увеличивается давление, вследствие чего происходит остановка или замедление автомобиля.