Совет 1: Что такое бытовой сифилис

Про бытовой сифилис говорят в том случае, если инфицирование произошло не посредством полового контакта или прямого инфицирование через кровь, а через предметы гигиены и обихода. Возбудителем сифилиса является бледная трепонема, она сохраняет свою активность даже после длительного замораживания, но быстро погибает при повышенных температурах. В воздухе, при высушивании и при воздействии бытовых чистящих средств бледная трепонема быстро погибает.
Характерной особенностью бытового сифилиса является появление первичных признаков ─ твердого шанкра и красного пятна на месте внедрения трепонемы. Чаще всего это ладони, подошвы стоп, пальцы рук. То есть по особенностям проявления сифилиса врач может довольно точно судить о механизме передачи инфекции.

Механизм передачи инфекции

Заражение происходит через микротравмы кожи и слизистых оболочек. При использовании чужих зараженных предметов риск заразиться очень велик. Полотенца, мочалки, бритвенные станки, зубные щетки, маникюрные щипчики и ножницы являются наиболее частыми причинами заражения.

Больной человек не нуждается в обязательной изоляции, но при несоблюдении правил личной гигиены вероятность заражения бытовым сифилисом очень высока. Такое часто встречается в детских закрытых коллективах (в детских домах, если воспитанники своевременно не проверяются на наличие инфекции), в колониях, в рабочих и студенческих общежитиях. Участились случаи бытового сифилиса в детских садах ─ ребенок заражается от родителей и далее инфицирует воспитанников. Возможно заражение бытовым сифилисом в гостиницах, хостелах и гостевых домах. Хотя важным фактором заражения является длительное проживание с инфицированным человеком.

Бытовой сифилис у детей

Дети заражаются бытовым сифилисом купаясь в грязных ваннах, используя полотенца родителей и в результате совместного сна. Часто проявления сифилиса путают с бородавками, дерматитом, другими кожными заболеваниями и не обращаются за помощью. Через 10-12 дней высыпания бесследно проходят, состояние человека не страдает. Выявление чаще всего происходит случайно: при плановых медицинских осмотрах, госпитализациях по другим поводам или при выяснении круга контактных лиц кого-то из заболевших. Иногда мужья лечатся самостоятельно, не ставя в известность супругу. Часто это приводит к внутрисемейной вспышке сифилиса.

Бытовой сифилис у медработников

Заражение медицинских работников бытовым путем связано с халатностью и несоблюдением правил безопасности при работе с пациентами и биологическими жидкостями. Часто такое случается при работе с экстренно поступившими пациентами, которым еще не проведено необходимое обследование и в медицине катастроф, когда у специалистов и волонтеров нет возможности соблюдать все меры предосторожности при работе с пострадавшими. В этих случаях проводят превентивное лечение.

Соблюдение правил личной гигиены, запрет на использование личных вещей и внимательное отношение к здоровью позволяют снизить риски заражения сифилисом в быту. Если в семье имеется больной сифилисом и он отказывается от соблюдения предосторожности ─ лучше порекомендовать ему стационарное лечение, которое является бесплатным, а для пациентов с диагностированным сифилисом проводится и без наличия полиса ОМС. При всей опасности и тяжести заболевания бледная трепонема не потеряла чувствительности к самому простому антибиотику ─ пенициллину. Врачи отдают предпочтение именно ему, так как пенициллин кране редко фальсифицируют.

Совет 2: Сифилис: симптомы, диагностика и лечение

Сифилис – системное хроническое инфекционное заболевание, возбудителем которого является бледная трепонема. Заражение может произойти половым путем, при переливании крови или использовании нестерильных медицинских инструментов. Врожденный сифилис диагностируется у малыша, рожденного от инфицированной матери.

Симптомы сифилиса 

При заражении все симптомы отсутствуют. По истечении инкубационного периода, который может продолжаться от трех до шести недель, в контактном месте образуется плотная язва округлой формы, или сифилитическая гумма, твердый шанкр. Язва совершенно безболезненная при пальпации. Ее дно гладкое и блестящее. У зараженного быстро увеличиваются лимфатические узлы в зоне образования шанкра. В этот период диагностируется первичный сифилис.

Через два месяца от момента образования язвы кожа и слизистые оболочки покрываются генерализованной сыпью. Высыпания могут быть пустулезными, пятнистыми и изначально имеют темно-красную окраску, но постепенно бледнеют. Соскоб вторичных сифилидов позволяет выявить бледную трепонему. Больной становится заразным для окружающих,  инфекционное заболевание может передаться при использовании общих предметов быта. Через несколько дней все симптомы исчезают, сифилис переходит в латентную, или скрытую форму.

Третичный период сифилиса характеризуется деструктивным тяжелым поражением жизненно важных органов и всех систем организма.   

Диагностика сифилиса

В настоящее время применяют различные методы диагностики. При проведении анализа крови выявляют трепонемные и нетрепонемные антитела. Массовый метод обследования населения – RW (реакция Вассермана) с кардиолипиновым антигеном не всегда позволяет получить максимально достоверный результат. Поэтому при подозрении на сифилис рекомендовано проводить анализ крови с трепонемным антигеном. 

Лечение сифилиса

Больных сифилисом ставят на учет. Лечение проводится с помощью антибиотиков из ряда цефалоспоринов или макролидов. Пенициллиновый ряд в настоящее время не используется. Длительность терапии зависит от стадии сифилиса и может занять от двух-трех недель до пяти лет. Все контактные лица должны быть выявлены и пролечены. В течение пяти лет пациента многократно повторно обследуют и снимают с учета, если заболевание полностью излечено.  

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500