Совет 1: Как научиться перерабатывать информацию

Прежде чем задаваться вопросом «Как научиться перерабатывать информацию?», следует определиться: во что или для чего ее нужно переработать. Как ни странно, но даже фоновый просмотр телепередач, а тем более заппинг (частое переключение каналов) — это тоже переработка информации. Видимо, стоит разобраться в ее осмысленности.
Инструкция
1
Переработка информации — это усвоение, запоминание и хранение ее таким образом, чтобы удобно было пользоваться. Как нельзя лучше здесь подходят слова Шерлока Холмса: «...человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть...» Прагматические крайности ни к чему, но принцип — не захламлять — должен стать для вас основополагающим.
2
Понятно, что для получения результата следует приложить усилия. Из усилий решающее значение имеет усидчивость, способность удерживать внимание. Несмотря на кажущуюся легкость, сосредоточение у взрослого человека требует сильной мотивации. В школе хватало обязанностей (перед учителями, родителями) и страха перед плохими оценками. Вне и тем более после школы и вуза приходится убеждать себя в необходимости. Здесь все средства хороши: предполагаемый заработок, победа в спорах, возможность показать себя при случае с лучшей стороны. Установка «Это нужно мне для...» с четко выраженной пользой не даст расслабиться.
3
Читать или смотреть изучаемые материалы нужно полностью, при необходимости, например, значительных объемах, дробить на фрагменты, которые вы в состоянии «переварить». Непонятные места нужно не пропускать, а повторять до тех пор, пока они не станут понятны. Однако важно помнить об эффекте сатиации — это когда слова (термины) или обороты перестают восприниматься сознанием и теряют смысл от частого употребления. Поэтому повторять непонятное нужно не подряд, а возвращаясь к нему после небольших перерывов. В затруднительных случаях не ленитесь обращаться к справочникам и словарям.
4
Особенно важно научиться отделять актуальное от неактуального. Самый простой способ — постоянное соотнесение цели и средств. Если вы намерены узнать больше о том, как работает коллектив, о взаимодействии лидеров и подчиненных и разрешении конфликтных ситуаций, то вряд ли нужно обращать внимание на цвет обложки какого-нибудь «Самоучителя для начинающих руководителей».
5
Последний шаг для успешной обработки получаемой информации в разных методиках обычно называют «связыванием». Вы постоянно пользуетесь интернетом, а значит, имеете представление о гиперссылках. Взять хоть «Википедию». Уже с первого абзаца статьи «Информация» можно перейти на статьи об информатике, геометрии и аксиоматике. Точно так же нужно организовать работу своего сознания, только взаимосвязи, помимо понятийных, могут быть и эмоциональными. Читаете о производственных конфликтах? Примеряйте описываемые ситуации на себя, не брезгуйте даже воображаемым опытом.
6
Постоянное сравнение и сопоставление изучаемых данных научит вас анализировать, а значит, и правильно организовывать последующее хранение информации, которую вы легко сможете извлекать, как со склада, по мере актуализации.

Совет 2: Как научиться обрабатывать большой объем информации

Поток информации в современном мире настолько огромен, что без способности оперативно и грамотно выделять необходимое для изучения и запоминания обойтись невозможно. Особенно это касается студентов и школьников. Написание рефератов и курсовых работ, подготовка к экзаменам часто ставит в тупик тех, кто не умеет быстро обрабатывать полученные знания.
Инструкция
1
Несмотря на скоростное развитие современных технологий и появление аудиокниг и видеокурсов, чтение до сих пор остается основополагающим источником получения знаний. Хороший эффект при изучении текстовой информации дает метод скорочтения, но даже при обладании этой способностью бездумное поглощение материала не приведет к качественному освоению и запоминанию. Такой способ обработки текстов сохранит прочитанное только в кратковременной памяти и не приведет к получению глубоких знаний.
2
Не стоит полагаться только на свою память при изучении необходимой литературы. Вычленив главное из контекста и создав небольшой конспект, даже если он будет состоять из коротких тезисов, впоследствии можно с легкостью восстановить в уме прочитанное, опираясь на эти записи. Хорошую помощь оказывают карточки с выдержками из конспектов или новыми словами, которые нужно запомнить, разложенные в разных местах комнаты. Постоянно обращая на них внимание, можно существенно ускорить заучивание необходимых сведений.
3
Необходимо избавиться от попытки механического запоминания данных. При попытке освоить информацию любого рода важно иметь установку и мотив для сохранения ее в памяти. Четко определенные задачи «зачем» и «для чего» помогут установлению ассоциативных связей в головном мозге и созданию собственных формулировок, позволяющих впоследствии воспроизвести нужные сведения.
4
Для эффективного запоминания информации нужно, чтобы сам процесс был осмысленным. При этом активизируется логическая память, позволяющая прочно закрепить материал и при необходимости быстро восстановить его содержание. Выработав у себя привычку осознанного продуктивного запоминания, развив ассоциативную память и автоматический анализ полученных данных, можно значительно увеличить объем обрабатываемых сведений и качество их усвоения.
5
При наличии большого количества разноплановой информации целесообразно составить план ее изучения, разделив весь объем по тематикам и срочности, с которой она должна быть переработана. При возможности лучше для каждой отдельной дисциплины отводить определенный день, к концу которого повторить краткий обзор изученного материала.
6
Приступать к обработке информации лучше в позитивном настроении, хорошо выспавшимся и отдохнувшим. Не стоит оставлять занятия на вечерние часы. Следует делать перерывы в работе для отдыха и расслабления – отдохнувший мозг продолжит деятельность с большим эффектом.
Видео по теме
Полезный совет
Компьютер чрезвычайно удобен, но если вам не 12–14 лет, то есть вы не подросток 2000-х, то навыки ручного письма будут полезнее навыков набора на клавиатуре. Возьмите ручку или карандаш и помечайте трудные места, выписывайте правила, делайте пометки на полях и закладках, составляйте списки важных и второстепенных дел. Благодаря участию зрительной и механической памяти, запоминание и анализ значительно упростятся.
Источники:
  • Тренировка памяти и внимания, или Разведчиками не рождаются
  • Как обрабатывать большое количество информации
  • Тренировка навыков обработки информации
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500