«Даром получили, даром давайте»



Невозможно отрицать, что церкви все более активно используют коммерческую политику, видя в прихожанах не только паству, но и источник денежных поступлений в церковную казну. Причем, согласно церковному укладу, священник не должен устанавливать какие-либо цены за свои услуги в качестве духовного пастыря. Тем не менее это правило постепенно утеряло свою жизнеспособность, результатом чего стало появление в храмах публичных прайс-листов с длинным списком церковных услуг с прилагающимися к ним ценами. Учитывая, что российское законодательство не облагает налогом религиозные организации, реальные доходы в церковной сфере от продажи ритуальных предметов и услуг делают церкви несравнимо выгодным направлением бизнеса.


В этой связи для многих верующих людей оказывается открытием, что Библия имеет совершенно противоположную точку зрения на использование церковью своего положения в качестве достижения материальной выгоды. Так, Иисус Христос, ведший достаточно скромный образ жизни, заповедал своим апостолам: «Даром получили, даром давайте» (Евангелие от Матфея 10:8). Этими словами Господь подчеркнул обязанность безвозмездного служения Богу и людям, так как Бог не требовал с людей денег, чтобы открыть им свою любовь. В другом случае апостол Павел осудил человека за то, что тот «замыслил приобрести дар Бога за деньги» (Деяния апостолов 8:18-24).

Как должна поддерживаться церковь



Согласно Новому Завету, религиозная деятельность церкви может быть поддержана исключительно добровольными пожертвованиями. Ни о каких заранее установленных ценах не могло быть и речи, так как жертвовать христианину следовало «сколько позволит ему состояние», что подразумевало исключительно личный выбор суммы (2 Послание Коринфянам 16:2). Такого же взгляда христиане старались придерживаться и в течение послеапостольского периода 2 века, что видно на примере высказываний таких знаменитых фигур ранней церкви, как Юстин Мученик и Тертуллиан.

Отношение Бога к использованию церкви в качестве места купли-продаж видно на примере Иисуса, дважды выгонявшего из Иерусалимского храма торговцев, продававших на святом месте товары для религиозных целей (Евангелие от Иоанна 2:13-17; Евангелие от Матфея 21:12,13). «Дом Отца Моего не делайте домом торговли», - призвал тогда Господь. Эти и другие многочисленные примеры недвусмысленно осуждают практику использования церквами коммерции и продаж религиозных услуг.

Церковь: роскошь или обучение?



Тем не менее с течением веков церковь, отказавшаяся от образца апостольской простоты и устремившаяся к величественной архитектуре и обрядовой роскоши, ввела собственные правила своей жизнедеятельности. Вместе с оплачиваемым духовенством была внедрена и система религиозной коммерции. Формально священнослужители объясняют данную практику необходимостью поддержания величия и убранства храмов. Однако, в свете Нового Завета и примера Христа и его апостолов, становится очевидным абсолютное излишество обладания церковью роскошью и богатством. Библия определяет главной целью для церкви – приобщение человека к Богу и Его Слову, а не облачение церковного убранства в золото и серебро. Другими словами, с точки зрения Бога, церковь должна исполнять роль образовательной духовной школы, а не Эрмитажа.

В виду вышеперечисленного, можно сделать заключение. Библейские принципы и прямые указания Господа осуждают использование церковью своего положения в коммерческих целях. Священнослужители обязаны помогать людям знакомиться с Божьим Словом, укрепляя в них веру и утешая в трудностях. Рассматривание прихожан в качестве клиентов неприемлемо, равно как и предъявление цен на услуги, которые по умолчанию должны оказываться бесплатно. Если церковь, в которую вы ходите, требует от вас денег, то есть смысл задуматься о поиске той, где служители ставят Бога превыше богатства. Ведь и Христос сказал: «Не можете служить Богу и мамоне (богатству)» (Евангелие от Матфея 6:24).