Совет 1: Как началась перестройка в СССР

Перестройка началась столь стремительно, что многие советские люди восприняли как некое волшебное чудо. В обществе начало царить всеобщее оживление. А человеческие сердца наполнились светлыми мечтами.
Инструкция
1
О том, что в СССР грядут большие перемены, советский народ догадался, как только увидел на телевизионном экране нового генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Новоиспеченный генсек выступал с докладом на внеочередном пленуме партии, посвященном его вступлению в новую должность. И, хотя в том докладе не было ничего необычного, люди были приятно удивлены: новый глава государства выступал без бумажки. На фоне своих престарелых, немощных предшественников, которые, казалось, самостоятельно не могли сказать и слова, Горбачев выглядел просто ошеломляюще.
2
Новый генсек оправдал народные ожидания. По вечерам люди начали с интересом смотреть телевизионную информационную программу «Время». Потому, что каждый день в стране стали происходить какие-то интересные события.
3
Во-первых, почти каждых день происходили кадровые перестановки на вершине власти. Люди радовались уходу на пенсию старых брежневских соратников и живо обсуждали новых назначенцев.
4
Во-вторых, на экранах очень часто стал появляться сам новый генсек в очень непривычной обстановке. То показывают, как он запросто беседует с хлеборобами, то заходит в гости в квартиру к молодой московской семье… Когда же был показан сюжет, в котором Михаил Сергеевич побывал на молодежной дискотеке, все сразу поняли – перемены наступили всерьез и надолго.
5
Первый перестроечный указ «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» породил первые проблемы. Дефицит спиртных напитков и очереди у вино-водочных магазинов многих не обрадовали. К тому же колоссальные потери понес госбюджет.
6
Но зато в СССР уже на начальном этапе перестройки появилась такое неслыханное понятие, как «гласность». На страницах официальных газет начали публиковаться острые критические материалы о советской истории на радио и телевидении возникло много музыкально-развлекательных программ.
7
Были разрешены к показу ранее запрещенные отечественные кинофильмы. А в новых кинолентах появились откровенные эротические сцены, о которых кинорежиссеры и зрители не могли раньше даже и помыслить. Начали издаваться запрещенные к изданию книги преданных идеологической «анафеме» опальных поэтов и писателей. Широкому читателю стали доступны произведения Цветаева, Ахматовой, Пастернака, Булгакова и многих других выдающихся советских авторов.
8
И, наконец, в конце 1986 года в СССР был узаконен мелкий частный бизнес. Появились первые кооперативы.
9
Учитывая тот факт, что все эти события произошли всего за каких-то полтора года, можно себе представить, с каким восторгом воспринимались они советскими людьми.

Совет 2: Как начиналась перестройка в СССР

80-е годы, СССР… Одни все еще ждут наступления коммунизма и светлого будущего, а другие уже понимают, что в великой стране грядут столь же великие перемены, которые станут началом конца советской державы.

Переломное время

1985-1991 годы в истории СССР принято считать временем перестройки, когда в стране произошел отказ от социально-экономического уклада, формировавшегося годами.

М.С.Горбачева назначили на президентский пост в марте 1985 г. А уже 23 апреля этого же года он объявил курс на перестройку. Стоит сказать, что первоначально провозглашенный президентом политический курс назывался «ускорение и перестройка», при этом акцент делался на слово «ускорение». Впоследствии оно отпало, и на первое место вышел термин «перестройка».

Сущность нового политического курса поистине поражала здравомыслящих политиков, потому что Горбачев во главу угла ставил ускоренное развитие и выпуск промышленной продукции в небывалом объеме. С 1986 по 2000 годы планировалось произвести столько же товаров, сколько выпустили за предыдущие 70 лет.

Однако столь грандиозным планом не суждено было сбыться. Термин «ускорение» утратил популярность уже к концу 1987 года, и перестройка продлилась только до 1991 года, а завершилась развалом Союза.

Первый этап нового времени

Началась перестройка с кардинальной смены партийных руководителей. Нельзя не сказать, что кадровая номенклатура времен управления страной Черненко и Андропова настолько состарилась, что средний возраст партийного руководителя составлял 70 с лишним лет. Естественно, такое было недопустимо. И Горбачев серьезно взялся за «омоложение» партийного аппарата.

Еще одной важной приметой первого периода перестройки стало проведение политики гласности. Впервые за долгие годы реальность в Советском Союзе показывали не только в жизнеутверждающем свете, но отразили также и негативные стороны. Появилась некоторая свобода слова, конечно, еще робкая и не в полную силу, но тогда это воспринималось как глоток воздуха в душный полдень.
Во внешней политике Горбачев стремился к упрочению и улучшению советско-американских отношений. Это выразилось в одностороннем запрете ядерных испытаний.

Итоги начала перестройки

Стоит сказать, что первый перестроечный этап принес некоторые изменения в жизнь советского человека и общества в целом. Удалось омолодить состав партийного руководства, что пошло лишь на пользу стране и ее жителям. Гласность привела к снятию напряжения в обществе, а благодаря ядерному разоружению разрядилась обстановка в мире.

Однако затем ошибка за ошибкой, расхождение слова и дела со стороны правительства привели к тому, что достигнутые результаты сошли на нет.
Видео по теме

Совет 3: В каком году началась перестройка

Официальным началом перестройки принято считать январь 1987 года. Тогда на очередном пленуме ЦК КПСС перестройка была провозглашена основным направлением развития СССР. Однако тому событию предшествовали почти 2 года начавшихся в стране реформ.
Инструкция
1
Реально перестройка началась с приходом к руководству СССР нового генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в марте 1985 года. В стране к тому времени назрели глобальные перемены. Мало кто тогда этого не понимал. Длительный период относительно благополучного брежневского застоя постепенно начал переходить в стадию откровенной деградации государства.
2
Экономика СССР находилась в состоянии стагнации. Несмотря на ежегодные данные статистики о неуклонном росте всех показателей, реальное положение дел становилось все хуже и хуже. Товаров на прилавках магазинов становилось все меньше, а абсолютно пустые идеологические лозунги призывавшие граждан еще немного потерпеть во имя близкого светлого будущего уже не работали. Народ хотел перемен.
3
Поэтому народ воспринял приход к власти в стане нового молодого, по меркам большой политики, энергичного человека, как добрый знак предвестия перемен к лучшему.
4
Несмотря на то что в своей первой же речи на новом высоком посту Горбачев заверил всех в том, что он будет и дальше продолжать политику компартии, ему никто не поверил. Настолько бодро и энергично он говорил, пока только намекая на предстоящие реформы.
5
В течение первых трех месяцев после прихода к власти, новый генсек поменял практически все высшее партийное руководство. На смену престарелым соратникам Брежнева пришли совершенно новые люди. Появились два крайне сомнительных по своей выполнимости и перспективе государственных проекта: о борьбе с панством и ускорении экономического развития страны.
6
А еще появляется, доселе совершенно неслыханное советским народом понятие - гласность. Тогда на заре перестройки были всего лишь ее маленькие проблески. Но народ был и этому безмерно рад. В официальной партийной прессе и на телевидении стало появляется много ранее совершенно недоступной простому смертному информации. С одной стороны стали даваться положительные материалы о жизни в странах Запада. С другой – критика в адрес партийных и советских органах.
7
Происходят и крупные перемены во внешней политике. Впервые за последние девятилетия глава СССР за 2 года четырежды встречается с президентом Соединенных Штатов. Происходят и встречи с другими главами западных держав. У людей всего мира появляется хрупкая надежда на окончание холодной войны и гонки вооружений.
8
Но настоящие перемены в советском обществе, которые во всем мире принято называть перестройкой начались только в 1987 году.

Совет 4: Когда и почему распался СССР

Распад Советского Союза стал значимым событием для всего мира. С исчезновением СССР прекратилось противостояние двух сверхдержав, затрагивавшее почти весь остальной мир. Из-за огромной значимости этого события важно понимать причины и ход разделения СССР на независимые государства.

Предпосылки распада СССР

Распад СССР был связан с комплексом политических и экономических проблем. С политической точки зрения проблема независимости в союзных республиках назревала давно. Формально все республики союза имели право на самоопределение, однако это не соблюдалось на практике. Хотя в стране и проводилась политика интернационализма, но ослабление центральной власти во время перестройки привело к росту популярности националистических настроений.

Жители малых республик связывали свои надежды на будущее не только с реформами, но и с независимостью. Особенно это касалось стран Прибалтики. Еще одним политическим компонентом стало желание местных элит получить больше власти и влияния, что было возможно только в независимом государстве.

Существовали и экономические причины. С ходом перестройки экономическая несостоятельность позднего социализма становилась все более явной. Дефицит и карточки стали принимать все более массовый характер: в 1989 году карточная система на некоторые продукты первой необходимости была введена даже в Москве.

В 1990-1991 году к этим проблемам добавился кризис власти - все сложнее стало собирать финансовые поступления с окраин государства, они все больше переходили на самообеспечение. Таким образом, в глазах значительной части населения одним из выходов из экономического кризиса представлялось отделение республик от РСФСР.
Ряд специалистов считает, что одной из причин кризиса советской экономики стало резкое снижение цен на нефть.

Процесс разделения СССР

Советский Союз начал распадаться еще до официального объявления независимости республик. Прежде всего, кризис выразился в межнациональных столкновениях. В 1986 году произошел первый крупный конфликт в Казахстане. В 1988 году начался кризис в Нагорном Карабахе, закончившийся войной. Также этнические конфликты возникали в Узбекистане и Таджикистане.
Этнические конфликты в некоторых бывших республиках продолжались и после распада СССР.

После проведения либеральных выборов в 1990 году к власти во многих республиках пришли сторонники самоопределения. Первыми объявили о своем суверенитете Грузия и Литва. Остальные прибалтийские республики, а также Молдавия и Армения заявили о своем нежелании вступать в обновленный союз государств, который предполагался правительством.

Юридический распад СССР начался в сентябре 1991 года - страны Запада признали независимость Прибалтики. 26 декабря СССР окончательно перестал существовать - союзные республики стали независимыми государствами, а РСФСР стала правопреемником СССР.

Совет 5: Какой след в истории оставила перестройка

Понятие перестройки пришло от инициатора и лидера замыслов по структурной реформе экономики и принципов управления государством – Михаила Горбачева, который пришел к власти в 1985 году. СССР в то время находился на грани глубочайшего социального и экономического кризиса. Тяжким бременем на бюджете страны лежала гонка вооружений. В обновлении нуждались все сферы жизни.
Инструкция
1
О первых недостатках в государственном управлении заговорили еще в 1985 году, однако, фактическое начало перестройки пришлось на 1987 год. Постепенно начинается глобальное переосмысление международных отношений. Уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.
2
Масштабные перемены начались в конце 1987 года. С этого момента был взят четкий курс на большие экономические преобразования, перемены в политической системе и формированию нового мышления. Начались повсеместные перемены: литература, кино, культура, международные отношения, политика, сельское хозяйство – перестройка затронула все сферы жизни в стране.
3
Главным достижением перестройки стало провозглашение политики гласности и снятие многих запретов. Узаконивается частное предпринимательство, создается множество совместных предприятий с зарубежными компаниями.
4
В международной политике главной победой перестройки стало падение «железного занавеса». Это привело к совершенно новому взгляду в международных отношениях со всеми государствами в мире. СССР больше не представляется «империей зла», теперь это государство открытое и дружелюбное.
5
Помимо очевидных плюсов, период перестройки приводит к общей неустойчивости во всех сферах жизни. Экономика постепенно начинает ухудшаться, а новая финансовая система отличается нестабильностью.
6
На окраинах огромного государства рождаются и зреют идеи сепаратизма. Происходят первые столкновения на национальной почве. Могущественное некогда государство, начинает буквально трещать по всем швам, что и привело в итоге к его распаду.
7
В 1989 году СССР полностью выводит советские войска из Афганистана. Советский Союз перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Социалистический лагерь рушится. Знаковым событием того времени стало падение Берлинской стены и объединение Германии.
8
Начало 90-х годов стало логическим завершением перестройки. Кризис в экономике все больше углублялся, уровень криминала непрерывно растет, в обществе зреет недовольство. Критике подвергаются основы идеологии марксизма, а также сама революция 1917 года. Всеобщие антикоммунистические настроения и пустые прилавки в магазинах окончательно довершили крах перестройки.
9
Последствия перестройки крайне неоднозначны. Ее значение в истории еще будет не раз переосмыслено будущими поколениями. Положительными моментами перестройки можно назвать гласность и обретение обществом социальных и политических свобод. Однако, множество кровопролитных войн и распад СССР до сих пор считаются самыми трагичными моментами в новейшей истории.
Источники:
  • Перестройка - положительные и отрицательные моменты
  • Перестройка Горбачева и ее итоги
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500