Совет 1: Как передвигаются одноклеточные

Существует около 70000 различных видов одноклеточных животных. Они обитают в пресной и морской воде, в почве, в теле многоклеточных животных и даже человека. Передвигаться простейшие могут при помощи ложноножек, жгутиков, ресничек и других приспособлений.
Инструкция
1
Амеб насчитывают более 100 видов. У всех у них голое тело, и передвигаются они при помощи ложноножек, отчего, ввиду внешнего сходства ложноножек с корнями растений, этих простейших относят к корненожкам. Полужидкая цитоплазма, из которой состоит тело амебы, постоянно движется, образуя выпячивания и способствуя перемещению животного.
2
Фораминиферы, морские корненожки, имеют известковую раковину. Ложноножки высовываются через устье и поры раковин в виде длинных переплетающихся нитей. Из раковинок отмерших животных образуются залежи морских пород и осадков.
3
К морским амебам относятся также лучевики, или радиолярии, напоминающие маленькие звездочки, колючие шарики, снежинки и прочие причудливые фигуры. Эти одноклеточные парят в водной толще. Их раковинки, состоящие из кремнезема, образуют впоследствии крупные залежи.
4
В загрязненных водоемах со стоячей водой живет, питаясь гниющими листьями, эвглена зеленая – жгутиконосец. Она имеет притупленный передний конец тела и заостренный задний, а плотный наружный слой цитоплазмы помогает ей сохранять постоянную форму. На переднем конце тела имеется жгутик – тонкий нитевидный вырост цитоплазмы. Вращая жгутиком, эвглена ввинчивается в воду и плывет тупым концом вперед. Тело одноклеточного при движении почти не изменяется.
5
Интересно отметить, как перемещается вольвокс – колония жгутиковых простейших. Около 1000 одноклеточных, похожих на эвглену зеленую, собраны в единый шарик, а наружу у каждого из них торчит по два жгутика. При помощи этих жгутиков вольвокс перекатывается в воде.
6
Инфузорий насчитывается более 7000 видов, но самая известная из них – инфузория-туфелька. Все они имеют на поверхности тела многочисленные реснички, при помощи которых передвигаются в воде и подгребают ко рту пищу – бактерий, мелкие водоросли, одноклеточных животных. Для всех инфузорий характерно наличие большого и малого ядер.

Совет 2: Кто такие одноклеточные организмы

Самая многочисленная группа живых существ - простейшие организмы. Они представляют собой одну клетку, обладающую необходимой информацией для существования и размножения. Одноклеточные – первые появившиеся на Земле живые организмы.
Инструкция
1
Более 3,5 млрд. лет назад в морских глубинах появились первые живые организмы, состоящие из единственной клетки. Некоторые считают, что споры одноклеточных могли оказаться на Земле с помощью метеоритов, прилетавших из космических просторов. Большинство ученых зарождение жизни связывают с происходящими в атмосфере и океанах химическими реакциями.
2
Одноклеточных насчитывается более 30 тысяч видов. Они являются обитателями соленых морей, пресных вод и влажных почв. К числу простейших относится немало паразитов, живущих в организме человека и животных.
3
Состоящее только из одной клетки тело представляет собой целостный организм, обладающий микроскопическими размерами, однако в классах простейших имеются виды, достигающие длины в несколько миллиметров и даже сантиметров. Среди этих организмов выделяются отдельные классы, характеризующиеся определенными признаками.
4
Одноклеточных с непостоянной формой тела из-за тонкости плазматической мембраны относят к классу корненожек. Выпячивание цитоплазмы образует так называемые ложноножки, с помощью которых корненожка способна передвигаться. Для этих простейших главным местом обитания является море, но среди них есть паразитирующие в организме человека и животных.
5
Амеба - постоянно меняющий форму бесцветный комочек, обитающий в пресной воде. Ложноножки помогают этому живущему в иле и на листьях гниющих растений организму незаметно перетекать на другое место. Пищей амебам служат водоросли и бактерии, а размножаются они, делясь на две части.
6
Сложнее строение других представителей простейших – инфузорий. Клетка этих организмов содержит два ядра, выполняющих разные функции, а имеющиеся у них реснички являются средством передвижения.
7
Напоминающая видом изящную женскую обувь инфузория-туфелька обладает постоянной формой тела, обитает в мелкой стоячей воде. Расположенные правильными рядами многочисленные реснички волнообразно колеблются, и туфелька передвигается. Питается инфузория бактериями, одноклеточными водорослями, мертвыми органическими веществами (детритом). Реснички помогают попадать пище в рот, которая затем продвигается к глотке. Туфелька бывает прожорлива, если обитает в благоприятных условиях. При бесполом размножении тело инфузории делится пополам в поперечном направлении, а дочерние особи начинают развиваться заново. Но через несколько поколений подобное размножение сменятся половым процессом, называемым конъюгацией.
8
Покрытое эластичной оболочкой тело представителей класса жгутиковых определяет его форму. Эти простейшие имеют по одному или несколько жгутиков и ядер. Размножение зависит от вида одноклеточного организма.
9
Эвглена зеленая живет в стоячих пресных водоемах. Она быстро плавает, благодаря обтекаемой форме своего тела. Способствует передвижению расположенный впереди ввинчивающийся в воду единственный жгутик. Этот простейший организм по-особенному питается, что помогает ему выживать при разных условиях существования. Наиболее освещенные участки, где содержащее хлорофилл тело эвглены устраивается для благоприятного фотосинтеза, отыскиваются ею с помощью светочувствительного красного глазка. Если эвглена долго пребывает в темноте, хлорофилл разрушается. В таких случаях средством питания служат органические вещества. Размножается путем деления клетки в продольном направлении на две части. Если условия располагают, это одноклеточное существо способно размножаться каждые сутки.
10
Приспособленные к существованию в некоторых клетках организма человека и животных паразиты-простейшие относятся к классу споровиков. Нередко в условиях теплого влажного климата встречаются возбудители серьезного заболевания – малярийные плазмодии. Смена хозяев сопровождает жизненный цикл этого паразита. При укусе малярийного комара человек может заразиться этой опасной болезнью. Попавшие в клетки печени плазмодии очень быстро размножаются, затем оказываются в эритроцитах крови, где снова размножаются. Разрушающие жизненно важные клетки крови, паразиты приводят к тяжелому заболеванию.
11
Простейшие существа очень разнообразны. Например, среди живущих в океанах корненожек встречаются такие, тело которых прячется в известковую раковину. Существуют и паразитические корненожки. К их числу можно отнести дизентерийную амебу, разрушающую слизистую оболочку кишечника.
12
В числе представителей класса жгутиковых немало паразитов. Например, лямблия может являться причиной болезни печени, кишечника. В настоящее время среди жителей африканских тропиков встречается заболевание, вызванное трипаносомом, попадающим в кровь через слюну мухи цеце. Эта сонная болезнь нередко приводит к смерти человека.
13
Некоторые инфузории тоже являются паразитическими организмами. Отдельные их виды приспосабливаются к существованию в кишечнике или желудке парнокопытных жвачных животных, вызывая их воспаление.
Видео по теме
Обратите внимание
Похож на амебу и малярийный паразит, вызывающий у человека малярию. Это тоже паразитическое простейшее. Он имеет очень малые размеры и проникает в эритроциты человека, где паразит питается, растет и размножается, приводя к разрушению красных кровяных телец и интоксикации организма.
Полезный совет
Дизентерийная амеба паразитирует в кишечнике животных и человека, вызывая язвы и кровяной понос. Распространяется она с помощью цист, выходящих с калом. При питье загрязненной воды цисты могут попасть в организм человека, превратиться во взрослых амеб и начать питаться кровью и разрушенными участками кишечника.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500