Инструкция
1
Все воздушное пространство делится на зоны. За каждую из них отвечает определённый диспетчер. На аэродромном диспетчерском пункте составляется суточный план движения самолетов. Авиадиспетчером согласовывается его исполнение с другими службами и аэропортами. Диспетчеру необходимо все время находиться на связи с экипажами каждого судна. Он полностью владеет обстановкой в небе. Движение по аэродрому регулируется диспетчером руления. Диспетчером старта и посадки осуществляется организация начала и окончания процесса полета.
2
Зона взлета и посадки находится в радиусе 50 км на высоте до 2100 м. Разрешение на выполнение захода на посадку или первоначальный набор высоты выдается диспетчером круга. На высоте от 2100 до 5700 м руководство движением производится диспетчером подхода. В диспетчерской подхода размещена система радаров. С их помощью определяется номер рейса, скорость самолета, а также высота полета и принадлежность к авиакомпании. В зоне 90-120 км от аэродрома этим диспетчером вычисляется очередность заходов на посадку каждого самолета, а так же интервалы полета. При приближении самолета к аэропорту, на экране радара появляется зеленый сигнал. С этого момента процесс управления воздушным передвижением переходит в контрольно-диспетчерский пункт.
3
Диспетчером районного центра контролируется полет на высоте от 2100–17000. В районе аэродрома ответственность переходит к диспетчеру пункта местных воздушных линий. В обязанности каждого диспетчера входит отслеживание обстановки в воздухе при помощи специального монитора. Ему необходимо учитывать метеорологические условия, график движения судов. От него к экипажу самолета поступает информация о запасе топлива. Решение принимаются диспетчером в очень сжатые сроки. От его действий зависит регулярность движения судов в воздухе, а также их безопасность. Одновременно в зоне внимания диспетчера может находиться около 20 самолетов. Регулируется движение в небе круглосуточно. Каждое действие диспетчера регламентируется инструкциями и правилами. Ему необходимо обладать знаниями во многих областях. Кроме законов воздушной навигации, необходимо разбираться в авиационной метеорологии.
4
За час до дежурства смене диспетчеров необходимо пройти инструктаж. Непосредственно до самого инструктажа каждому диспетчеру предстоит медосмотр. В ходе него каждый обязан пройти тест на содержание алкоголя в крови, измерить давление и пульс. Сам инструктаж представляет собой информацию о погодных условиях и работе аэродрома. Запись всех переговоров диспетчеров в эфире записывается. Через каждые два часа им предоставляется перерыв на 50 минут. Чаще всего график работы диспетчеров представляет собой ночную и дневную смены с последующими двумя выходными.