Новорожденному необходимо общение



Может показаться странным, но речь начинает развиваться до рождения ребенка: ему слышен внутренний и наружный голос матери. Поэтому очень важно, чтобы этот голос нес только положительное начало - был спокойным и радостным.


В первые недели жизни малыш, никак не отвечая, внимательно прислушивается к речи. Затем начинает гулить, издавать короткие звуки, которые являются следствием взаимодействия с окружающим миром и людьми, позднее появляются эмоционально насыщенные звуки и лепетное говорение. Внимательное отношение со стороны взрослых к голосовым упражнениям новорожденного помогает формировать будущую коммуникабельность и потребность выражать свои мысли. Для родителей важно постоянно разговаривать с малышом, таким образом подготавливая его словарный запас.


Речевая среда



Начинать учить детей правильно говорить нужно с раннего возраста. Речевые возможности развиваются постоянно, поэтому среда, в которой ребенок находится, больше всего влияет на будущие коммуникативные способности. Под понятием «речевая среда» следует понимать не только регулярное общение, но и самые разнообразные положительные или отрицательные факторы, оказывающие влияние на развитие, в том числе и речи, ребенка.

Значение семьи



В детском саду, школе ребенок попадает в искусственную речевую среду, которая призвана оптимально развивать речь в соответствии с возрастом. Но главные навыки он приобретает в своей семье, не являются исключением и навыки хорошей речи. Близкие люди служат образцом для ее формирования. Примеры правильной, отчетливо звучащей речи помогают впоследствии избежать будущих речевых недостатков.

Ни в коем случае родителям не следует «подделываться» под язык детей, важно строго следить за собственной речью, не искажать слова. Отсутствие благоприятной обстановки в период развития ребенка (оглушающие крики, шум, постоянная суета) не дает возможности четко и в полной мере воспринимать звучащую вокруг него речь. Нередки случаи появления неправильного произношения звуков у детей, в семье которых кто-то из родственников обладает дефектами речи.

Как правило, коммуникация ребенка правильно и своевременно развивается в семьях, где родители много времени уделяют общению, играм с ним, читают или рассказывают малышу сказки, разучивают стихи.

Ребенок, как губка, впитывает в себя все, в том числе и постоянно слышимые им слова. Культура речи окружающих, в первую очередь родителей, имеет огромное значение в становлении словарного запаса.

Развитие речи ребенка зависит от многих факторов семейной микросреды. Психологи считают, что в неполной семье коммуникативное развитие в полной мере не реализуется. Отставание в формировании речи может наблюдаться в многодетных семьях, где со стороны взрослых меньше времени уделяется детям. Исследователями отмечено создание более богатой речевой среды в семьях, где родители имеют высокий экономический статус и уровень образования, удовлетворены своим супружеством.


Влияние сленга и жаргонизмов



Современная эпоха характеризуется большими переменами в обществе, не исключением является и язык. Лексикографы создают специальные словари, фиксирующие культурно-языковую ситуацию последних лет. Распространенный в молодежной среде сленг, жаргонизмы обедняют речь, вытесняя из нее литературную лексику. Ограничивая словарный запас, они служат препятствием для творческого развития личности.

Роль газет, радио и телевидения



Сниженная бытовая коммуникация наблюдается не только в среде молодежи и некоторых других групп общества, но и в газетно-публицистическом стиле, максимально приблизившемуся к обиходной речи, языке радио и телевидения. Многие средства массовой информации, которые должны служить образцом культуры языка, в настоящее время играют обратную роль.

Серьезное отклонение речи современного российского населения от рамок литературного русского языка является поводом для беспокойства.