Инструкция
1
Это звучит парадоксально, но с развитием демократических процессов в обществе, призванных защищать свободы граждан (прежде всего свободу выбора и свободу слова), средства массовой информации превращаются в мощный инструмент ограничения этих самых свобод.
2
Причина этого явления состоит в постоянно возрастающей роли СМИ в политической борьбе. Ибо они в складывающейся ситуации оказывают огромное влияние на сознание масс и формирование общественного мнения. Каждый из субъектов политики, будь то государственная власть, политические партии или самостоятельные политические деятели, стремятся максимально подчинить себе СМИ, сделать их инструментом своей политики.
3
Условно все средства массовой информации можно разделить на зависимые и независимые. С политической ориентацией зависимых СМИ все достаточно просто. Они не скрывают своей ангажированности и, к примеру, в печатных изданиях в своих выходных данных четко указывают имя своего владельца – государственные органы, политические партии и т.д. В демократически развитых странах они не оказывают слишком большого влияния на политической сознание масс, если, конечно, это не государственные телеканалы.
4
А вот с так называемыми независимыми СМИ все намного сложнее. Несмотря на то что таковых не может быть априори, огромное количество печатных изданий и массмедиа позиционируют себя именно, как независимые. Хотя, на самом деле, и то не всегда, они могут лишь гарантировать свою независимость от государственной власти.
5
Именно эти средства массовой информации обычно являются основным инструментом политиков в борьбе за сознание масс. Причем используются при этом, как правило, методы подковерной борьбы.
6
В разгар политической баталий СМИ утрачивают свою непредвзятость в оценке тех или иных событий. Они формируют выгодные им коммуникационные стратегии, используя при этом нормы и методы манипурного типа.
7
Став на службу того или иного политического течения, средства массовой информации используют различные методы манипуляции общественным сознанием. Это может быть и безобидное замалчивание какой-либо информации, и вброс компромата, и откровенные фальсификации.
8
Осознавая огромные возможности СМИ на электоральную аудиторию, политики ведут жесткую борьбу за влияние на те или иные средства массовой информации. Поэтому сейчас, к сожалению, в политической борьбе зачастую выигрывает не тот политик, у которого самая лучшая предвыборная программа, а тот, кто наиболее грамотно сумел использовать возможности СМИ.