Маяковский и футуризм


До революции Маяковский был одним из основателей и активным участником объединения футуристов. Молодые, бунтующие против всех установленных правил, футуристы призывали бросить классиков русской литературы «с парохода современности». Разрушая старое, они создали новую – тоническую – систему стихосложения, основанную на чередовании ударных и неударных слогов. Стихи были полны эпатажа, они должны были звучать на площадях, бросая вызов сонным обывателям.

Таковы и многие из ранних произведений Маяковского, например, «Нате!» и «Вам!». Но есть среди них и стихотворение, которое отличается проникновенной лирической интонацией. «Послушайте!» - это не крик и не вызов, а пронзительная мольба. В ней звучит просьба к людям ненадолго забыть об идейных баталиях, остановиться и поднять глаза на звездное небо.


Система образов, сюжет и композиция стихотворения «Послушайте!»


Во многих поэтических произведениях звезда – это путеводный маяк в бескрайнем житейском море. Для Маяковского звезда является воплощением той высокой цели, к которой человек движется на протяжении всей своей жизни. Если не будет этой, хотя бы одной, звезды жизнь превратится в невыносимую «беззвездную муку».

Стихотворение написано от первого лица, благодаря чему лирический герой как будто сливается с самим автором. Однако здесь есть и другой – неопределенный персонаж, которого поэт называет просто «кто-то». Видимо, автор надеется на то, что еще существуют неравнодушные, поэтические натуры, способные вырваться из толпы обывателей и отправиться на прием к самому Богу.

Лирический сюжет живописует фантастическую картину: герой буквально врывается к Богу, опасаясь, что опоздал, плачет, целует его руку, пытаясь вымолить свою звезду. Образ Бога создается лишь при помощи одной детали. Читатель видит только его «жилистую руку». Но эта деталь сразу западает в душу. Поэт словно говорит читателю о том, что Бог не является праздным, он постоянно трудится на благо людей, быть может, зажигая те самые звезды.

Получив свою звезду, герой, по крайней мере, «наружно» успокаивается и находит единомышленника, которому теперь «не страшно». Маяковский противопоставляет своих героев, для которых звезды – это великолепные жемчужины, скучным обывателям, для которых они – всего лишь «плевочки».

Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции и завершается тем же вопросом, с которого началось. Однако теперь после вопросительного знака следует восклицательный, утверждающий, что существуют люди, для которых появление хотя бы одной звезды действительно необходимо.