После зачатия клетки, формирующие плаценту, начинают вырабатывать гормон ХГЧ. Впервые зафиксировать его можно в крови беременной женщины – на 11 день после зачатия, в моче – на 14 день. Именно на его обнаружении основывается принцип действия популярных домашних тестов для определения беременности.

Механизм процесса

Считается, что беременность диагностирована, если уровень ХГЧ более 25 мМЕ/мл. При нормальном ее течении количество гормона увеличивается лавинообразно: уровень бета-ХГЧ удваивается каждые 2-3 дня. При многоплодной беременности количество гормона пропорционально числу малышей и, соответственно, растет опережающими темпами.

Чтобы рассчитать уровень гормона в зависимости от срока беременности, можно ориентироваться на его средние величины:
- <5 мМЕ/мл: небеременные женщины;
- 5-50 мМЕ/мл: срок 3 недели;
- 5-426 мМЕ/мл: срок 4 недели;
- 18-7340 мМЕ/мл: срок 5 недель;
- 1080-56500 мМЕ/мл: срок 6 недель;
- 7650-229000 мМЕ/мл: срок 7-8 недель;
- 25700-288000 мМЕ/мл: срок 9-12 недель;
- 13300-254000 мМЕ/мл: срок 13-16 недель;
- 4060-165400 мМЕ/мл: срок 17-24 недель;
- 3640-117000 мМЕ/мл: срок 25-40 недель.

При этом необходимо помнить, что цифры могут варьироваться: важно не только само по себе числовое значение, но и тенденция его изменения.

Как видно из примера, на 6-7 неделе после зачатия уровень ХГЧ стабилизируется, а после 12 недели - медленно снижается. Именно на этой зависимости количества гормона от срока беременности основывается принцип действия весьма популярного у будущих мам калькулятора ХГЧ.

Как использовать калькулятор ХГЧ?

Прежде всего, с его помощью очень удобно интерпретировать результаты лабораторных анализов крови на количество ХГЧ в организме, а также анализировать уровень прироста ХГЧ. Для расчета темпов роста гормона в программу-калькулятор вносятся сведения об уровне гормонов при первом тестировании и количество дней после овуляции, уровне гормонов при втором тестировании и количество часов между 2 сделанными анализами.

Калькулятор рассчитает время удвоения ХГЧ и разницу между количеством гормонов за 2 суток. Полученное значение должно находиться в следующих интервалах:
- 1200 мМЕ/мл – за 36-72 часа;
- 1200-6000 мМЕ/мл – за 72-96 часов;
- свыше 6000 мМЕ/мл – за 96 и более часов.

Существует несколько причин, по которым уровень ХГЧ может отклоняться от этих значений:
- более высокие значения обычно связывают с многоплодной беременностью, неправильно определенным сроком, патологическим течением беременности;
- недостаточный темп роста ХГЧ иногда свидетельствует о неблагополучном развитии беременности, в частности – об угрозе выкидыша, а также замирания плода.