Инструкция
1
Высшим законодательным органом Франции является двухпалатный парламент. Национальное собрание – нижняя палата. Его члены избираются на основе прямого голосования сроком на пять лет. Верхняя палата называется сенатом и представляет интересы отдельных территорий страны. Сенаторы избираются на девятилетний срок посредством косвенных выборов через коллегии департаментов. Раз в три года сенат Франции обновляется на одну треть своего состава.
2
Обе палаты парламента имеют схожую компетенцию. Отличия в их работе касаются сферы парламентского контроля и особенностей выработки законов. В определенных случаях глава государства имеет право распустить нижнюю палату, но на сенат эти полномочия президента не распространяются. Председатель сената имеет особый статус и занимает третье место в иерархии государства после президента и главы правительства. При освобождении вакансии главы государства это место временно занимает именно председатель сената.
3
Подразделения французского парламента имеют свой собственный внутренний регламент, в основу которого положены законодательные нормы и конституционные положения. В обеих палатах существуют фракции. Основную работу в парламенте ведут специальные комиссии, создаваемые на постоянной или временной основе. В каждой комиссии обычно представлены все фракции парламента.
4
Наряду с правительством члены парламента обладают правом законодательной инициативы. Каждый из принимаемых законов проходит через соответствующие комиссии палат и через три чтения в парламенте. Закон считается принятым, если его одобрили обе палаты. Когда между частями парламента при обсуждении законопроекта возникают разногласия, закон проходит длительную доработку до тех пор, пока текст не будет полностью согласован.
5
После принятия законов в парламенте их рассматривает глава государства. Он может выразить свое несогласие с проектом и отправить его законодателям для повторного рассмотрения. Если законопроект в его прежней редакции во второй раз будет одобрен обеими палатами, президент не имеет права его отклонить. Такая процедура демонстрирует силу законодательной ветви власти, способной поспорить с мнением президента страны.
6
Политологи, относя Францию к смешанным («полупрезидентским») республикам, обращают внимание на то, что в этой стране имеются как элементы президентского правления, так и парламентского. В итоге власть становится почти поровну поделенной между главой государства и представительным органом. От решений президента и парламента в равной мере зависит деятельность правительства страны.