Инструкция
1
Строительство одного из первых участков БАМа началось в конце 30-х годов минувшего столетия. Он протянулся от Тайшета до Братска. Затем по решению советского правительства были начаты проектные работы на отдаленном, восточном участке дороги. Великая Отечественная война заставила приостановить постройку магистрали. Возобновилось строительство в 1947 году. В этот период Байкало-Амурскую магистраль строили в том числе и заключенные.
2
Новый этап в строительстве дороги начался во второй половине 60-х годов. По этому поводу было даже принято специальное постановление Совета Министров СССР. В 1974 году были выделены значительные средства для строительства очередного участка магистрали – от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. Протяженность нитки железной дороги в этом месте составила более 3 тыс. км.
3
Вскоре партия и правительство объявили БАМ ударной комсомольской стройкой всесоюзного значения. На строительство магистрали стали приезжать массы молодежи, которыми двигала романтика и желание принести пользу стране. Работы велись очень активно, строители выполняли их с большим энтузиазмом. Работой молодежи руководил специально созданный на XVII съезде комсомола штаб строительства БАМа.
4
Основная часть дороги строилась более 10 лет. В сентябре 1984 года было уложено «золотое звено» магистрали, которое соединило восточную и западную части трассы. Но работы на разных участках продолжались и после этого. Одним из самых тяжелых и трудоемких этапов строительства стало сооружение Северо-Муйского тоннеля протяженностью более 15 км. Над ним рабочие трудились с 1977 по 2001 год.
5
В памяти жителей СССР БАМ ассоциируется именно с завершающим этапом строительства, а не с его началом. Вспоминая эпопею сооружения магистрали, бывшие строители дороги и те, кто участвовал в возведении объектов инфраструктуры, оценивают то время как эпоху больших трудовых свершений. Для участников постройки БАМа 70-80-е годы стали важной частью биографии. Здесь прошла молодость многих тысяч советских рабочих.
6
Строительство магистрали в советское время широко освещалось в средствах массовой информации. Эту тему разрабатывали сотни писателей, публицистов и журналистов. Сюжеты со стройки с регулярной периодичностью транслировались по телевидению. Мощное идеологическое сопровождение способствовало формированию у советского народа чувства гордости за трудовые подвиги строителей БАМа и укрепляло веру в преимущества социализма.