Кукольные представления древности и средневековья


Первые упоминания о простейших кукольных представлениях связаны с древнеегипетскими религиозными мистериями, в основу которых был положен миф о смерти и воскресении Осириса. Их непосредственными участниками были куклы, изображавшие Осириса и Исиду, хотя в данном случае они играли пассивную роль.

В Древней Греции и Риме большой популярностью пользовались домашние кукольные спектакли, декорации и куклы для которых изготавливались своими руками. В это время были созданы первые куклы, приводившиеся в движение при помощи пара и ремней, крепившихся к ручкам и ножкам.


В средние века кукольные представления, чаще всего, показывались на улицах и площадях. Бродячие артисты-кукольники переходили из города в город и, натягивая между столбами большие куски ткани, показывали над ними спектакли, нередко основанные на весьма серьезных, лирических и драматических сюжетах. Ученые давно доказали, что в представлениях бродячих кукольников встречались сюжеты, впоследствии использованные профессиональными драматургами в таких выдающихся произведениях как «Ромео и Джульетта», «Фауст» и «Король Лир».

Популярнейшим персонажем сатирических представлений стал Пульчинелла, чей образ впервые появился в конце 16 века в итальянской комедии масок. Этот образ приобрел такую широкую популярность, что в большинстве европейских стран у него появились многочисленные «братья». Среди них – английский Панч, французский Полишинель и, конечно же, русский Петрушка.

Театр Петрушки


В России театр Петрушки получил распространение в конце 18 века. Основными принадлежностями петрушечника были складная ширма и набор кукол, которые по окончании представления укладывались в ящик. Помощником кукольника был музыкант-шарманщик.

Героем таких представлений являлся длинноносый, крикливый и совсем не безобидный Петрушка, говоривший резким, визгливым голосом. Для создания подобного тембра кукольник брал в рот специальное приспособление, которое называлось «пищик». Разумеется, говорить с пищиком во рту было не очень удобно, и тут на помощь кукольнику приходил шарманщик. Он вступал в диалог с Петрушкой, как будто переспрашивая и, таким образом, повторяя для публики непонятные фразы.

И хотя все бродячие кукольники разыгрывали, по сути, одно и то же представление с небольшими вариациями, в народе популярность петрушечной комедии была необычайно велика.