Совет 1: Что такое политическая власть

Власть – это способность принудить отдельного человека или большие группы людей к выполнению каких-либо обязанностей, соблюдению установленных правил. Существуют различные разновидности власти, одна из которых – политическая.
Инструкция
1
Поскольку способности, моральные качества, привычки и желания у всех людей разные, именно власть является связующим фактором, обеспечивающим устойчивое существование общества, работу всех его институтов. Без нее быстро наступит анархия, грубый произвол и беззаконие, где будет торжествовать право сильного. Политическая власть – это способность какого-либо социального слоя, группы, общественного движения подчинить все общество своей воле, заставить соблюдать те правовые нормы, которые представляются правильными этой группе (движению).
2
В демократичном обществе властные структуры стараются установить и соблюдать правовые нормы, соответствующие пожеланиям и интересам преобладающей массы населения. Хотя этого далеко не всегда можно добиться, по разным причинам. В автократическом, а тем более тоталитарном обществе часто устанавливаются правовые нормы, выгодные лишь узкой прослойке правящей элиты.
3
Главная особенность политической власти – монополия на применение насилия. То есть, только государственные структуры, действующие в четких рамках закона, могут лишать граждан свободы, карать за совершенные преступления, прибегать к силе для восстановления порядка, пресечения антиобщественных действий и т.п. Хотя частные лица в отдельных случаях также имеют право защищать себя, свое имущество и других людей, в том числе с использованием оружия.
4
Политическая власть выступает в роли арбитра, третейского судьи, если возникают недоразумения, конфликты между различными группами населения, например, из-за религиозных, национальных или экономических разногласий. Она обязана обеспечивать максимально возможную стабильность в обществе и гасить такие конфликты в зародыше, не давая им разгораться. В случае крайней необходимости политическая власть должна без колебаний прибегнуть к строгим мерам для восстановления порядка и спокойствия. Несоблюдение этого правила чревато тяжелыми последствиями.
5
Политическая власть подразделяется на две основные составляющие: государственную и общественную. Государственная власть принадлежит высшему должностному лицу (президенту, монарху), а также правительству, парламенту, судебным органам, силовым органам (армии, полиции). Общественная власть формируется политическими партиями и общественными организациями, а также средствами массовой информации.

Совет 2: Что такое политология как наука

В ряду общественных наук принято выделять те дисциплины, которые связаны с политикой. Эта сфера человеческой деятельности издавна занимала важное место в жизни как отдельных государств, так и всей человеческой цивилизации в целом. За долгие годы сформировалась целая наука, в рамках которой рассматриваются политические отношения. Речь идет о политологии.

Зачатки политических знаний появились в древние времена. С возникновением государства начались политические процессы в Древнем Египте, Китае, Индии. До нашего времени дошли отдельные части юридических документов, которые позволяют утверждать, что в те времена политическая жизнь была вполне развитой и активной. Уже тогда существовало административное деление на государства и провинции, имелись механизмы регулирования общественных отношений. Один из источников этого времени – всемирно известные «Законы царя Хаммурапи». Неоценимый вклад в политическую науку внесли древнегреческие философы. Даже сам термин «политика» имеет греческие корни: в буквальном переводе «полис» означает «государство», «город». Уже тогда предпринимались попытки нарисовать образ идеального устройства общества. Философы Платон и Аристотель последовательно разрабатывали основные категории нарождающейся политологии – собственность, государство, власть. В Древней Греции впервые была выдвинута идея разделения властей. Впоследствии политическая наука успешно развивалась в средневековой Европе. Один из общественных деятелей той эпохи, Никколо Макиавелли, очистил политику от религиозного содержания, провел параллель между процессами, происходящими в природе и общественными явлениями. Центром исследований стала проблема государственной власти. С течением времени политология приобрела все черты современной науки, изучающей политические явления, конкретные исторические политические системы, их структуру, механизмы действия и развития. Развивались также и методы исследований, позволяющие подробно и всесторонне исследовать предмет политологии. Для описания политических явлений и процессов широко используются описательный, исторический и сравнительный методы. Некоторые подходы заимствованы из математики, социологии и психологии. В наши дни основные усилия ученых, работающих в области политологии, сосредоточены на поисках оптимального политического устройства. Предполагается, что идеальное государство и общество должны обеспечить социальную справедливость, максимальное общественное благо и позволить человеку наилучшим образом осуществить его естественные права. Современная политология – самостоятельная научная дисциплина, изучающая общие и специфические закономерности явлений и процессов в политической сфере. Превратившись в обширную область знаний, она включает в себя политическую теорию, теорию политических институтов, сравнительную политологию, а также теорию международных отношений и мировой политики. Сравнительно недавно от политологии отделилась и приобрела самостоятельность отдельная наука – политическая психология.

Источники:
  • «Введение в политологию», В.П. Пугачев, А.И. Соловьев, 2010.

Совет 3: Что такое государственный аппарат

Даже если вы совершенно не интересуетесь политикой, вы обязаны иметь базовые знания в области обществоведения. Не зная, что такое государственный аппарат и что он собой представляет, вы не можете считаться образованным человеком. Поэтому время от времени стоит повторять пройденный в школе или вузе материал.

В науке сформулировано несколько различных определений понятия «государственный аппарат». Принципиальной разницы между ними нет; можно сказать, что в целом госаппарат представляет собой некую систему органов, осуществляющих государственное управление. Таким образом, власть осуществляется через государственный аппарат. Зачастую в качестве синонима в юриспруденции используют термин «механизм государства». Однако существует мнение, что это не совсем одно и то же: под госаппаратом следует понимать непосредственно систему органов и учреждений, а под механизмом государства – эти же органы в действии, т.е. управленческую деятельность.

Государственный аппарат осуществляет управление посредством законодательной, исполнительной и судебной властей. В нем имеются должностные лица и госорганы общей и отраслевой компетенции, центральные и местные органы.
Госаппарат включает в себя:
- профессиональных госслужащих, занимающихся управлением за вознаграждение,
- иерархию госорганов и учреждений, регулирующих различные сферы общественной жизни,
- материальные средства.

Необходимо понимать, что в странах с различным государственным устройством структура госаппарата может существенно отличаться. К примеру, в тоталитарных государствах отсутствует разделение властей и местное самоуправление. Устройство государственного аппарата также зависит от политико-территориальной организации страны (унитаризм, федерация, конфедерация).

В современном демократическом государстве госаппарат непременно включает в себя главу государства, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы государственного принуждения, вооруженные силы и всевозможные административные образования.

Государственный аппарат обязан следовать ряду принципов, среди которых конституционность, политическая лояльность, ответственность, оптимальность структуры и высокий профессионализм.

Источники:
  • О государственном аппарате

Совет 4: Какова политическая система России

Политическая система – это комплекс государственных и общественных институтов, которые прямо или косвенно осуществляют деятельность, связанную с государственной властью.
Инструкция
1
В широком толковании под термином «политическая система» понимается все, что имеет отношение к внешней и внутренней политике государства. Поэтому такой термин более емкий, чем государственное управление, поскольку охватывает все, что влияет на выработку политики, механизм постановки и решения важных вопросов, проблем. А какова политическая система в России?
2
Политическая система Российской Федерации четко определена в Конституции, принятой в декабре 1993 года. Конституция предусматривает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
3
Законодательная власть в России принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В состав государственной Думы входят 450 депутатов, избираемых на 4 года в ходе тайного голосования. Совет Федерации состоит из представителей субъектов РФ – областей, краев, автономных республик, городов, имеющих особый статус (по 2 человека от каждого субъекта).
4
Исполнительная власть сосредоточена в руках Правительства Российской Федерации. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Формируется Правительство РФ высшим должностным лицом России – Президентом. Кандидатура Председателя Правительства должна быть утверждена Государственной Думой. При избрании нового Президента РФ, согласно Конституции, Правительство складывает свои полномочия.
5
Судебная власть, согласно Конституции России, обладает полной самостоятельностью и независима от законодательной и исполнительной власти. Высшими органами судебной систему в России являются: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Конституционный Суд обеспечивает верховенство Конституции на всей территории России, проверяет соответствие ей законов и подзаконных актов. Верховный Суд осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции, включая военные суды (трибуналы). Высший Арбитражный Суд – это высший судебный орган при рассмотрении экономических споров и иных дел, находящихся в компетенции арбитражных судов.
6
Согласно Конституции России, государство гарантирует политическое многообразие и многопартийность. То есть, все политические партии, независимо от численности и популярности, действующие в рамках закона, должны иметь равную возможность вести агитационную работу среди избирателей и обиваться осуществления целей, указанных в их программах.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500