Инструкция
1
Формирование общественного мнения осуществляется посредством различных каналов массовых коммуникаций. Среди них формальные (такие как телевидение, радио, пресса, интернет-СМИ), а также неформальные (например, слухи, сплетни, заблуждения, мифы). Сегодня все большее значение приобретают электронные СМК, в частности, социальные сети, блоги, Twitter, Youtube и пр. Проверенным способом воздействия на общественное мнение является привлечение лидеров мнений - людей, мнение которых уважается населением или выступает в качестве экспертного.
2
В наше время СМИ призваны стать пятой властью и контролировать действия политиков для общественных интересов. Но обеспечение свободы СМИ на практике сталкивается с целым спектром проблем. Так, государство обладает исключительными способами влияния на общественное мнение, в их числе - пропаганда и цензура. Стоит отметить, что данными способами воздействия пользуются не только авторитарные государства, но и те, которые причисляют себя к рангу демократических.
3
Еще одним способом формирования общественного мнения является «спираль молчания». Согласно разработчикам данной теории, человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение, если будет считать, что он находится в меньшинстве. Это связано со склонностью многих людей к конформизму, т.е. к пассивному принятию доминирующих мнений. Считается, что это один из действенных способов борьбы с оппозицией. Но часто замалчивание фактов осуществляется и в целях недопущения массовой паники в кризисных ситуациях.
4
Не всегда политики используют честные методы воздействия на общественное мнение. Так, широко применяется прием «обычные люди». Его особенно любят политики. Данный способ манипулирования общественным сознанием призван внушить, что политик - один из них, выходец из народа, имеет общие с ним цели и хорошо понимает их нужды, несмотря на высокий пост и немаленькое состояние. Часто к участию привлекают известных спортсменов и уважаемых людей в целях распространить их имидж непосредственно на политиков (партию). В число излюбленных приемов входит «формирование образа внешнего врага». Этот способ предполагает попытку политиков списать все свои неудачи (например, в экономической политике) на происки внешних агрессоров, которые имею цель дестабилизировать ситуацию в стране.
5
Активно используются при формировании общественного мнения результаты опросов населения. Манипуляции с опросами особенно часто проявляются в период выборов, когда граждане в последний момент могут изменить свое мнение и отдать свой голос за кандидата, который пользуется наибольшей поддержкой. Именно поэтому результаты опросов общественного мнения запрещено публиковать в период проведения выборов.