Совет 1: Чем опасна ртуть

Высокотоксичный металл – ртуть (Hg) относится к веществам I класса опасности по ГОСТ 17.4.1.02-83 и является сильнейшим ядом. Если в помещении разлита капелька ртути, попавшая в ворс ковров, вероятность отравления очень велика, поскольку температура плавления этого металла низкая и ядовитые пары попадают в организм через дыхательные пути.
Инструкция
1
В природе в естественном виде ртуть встречается очень редко, поэтому основные пути, по которым может произойти отравление – это бытовой или пищевой. Чаще всего отравление парами ртути происходит бытовым путем, когда ее капельки, разлетевшись от разбитого градусника, попадают на ворсистую мебельную обивку или ковровые покрытия. Вместе с продуктами питания в организм могут попасть соли ртути – органические соединения с углеводородом. Отравиться можно, употребляя в пищу загрязненную морскую рыбу, ее некоторые сорта.
2
Особенностью паров и солей ртути является легкоусваеваемость - они почти полностью всасываются кишечником и разносятся по всему организму вместе с кровью. Верхние кожные покровы также не являются препятствием – ртуть легко проникает через них, а также через плацентный барьер к плоду, находящемуся в утробе матери. Степень отравления определяется концентрацией этого вещества в организме и временем воздействия его соединений на внутренние органы: почки, сердце, мозг.
3
При пищевом отравлении ртутные соединения легко диагностировать по симптомам: бледность и синеватый оттенок кожи на лице, одышка, жжение и металлический привкус во рту, напряжение и болезненные ощущения при дыхании, кашель, повышенное слюноотделение. Острое отравление характеризуется высокой температуры, рвотой, диареей, учащенным сердцебиением и повышенной потливостью. Если больному не будет оказана своевременная медицинская помощь, все это может закончиться летальным исходом.
4
Не менее опасна и хроническая форма отравления, при которой накопление солей ртути в организме происходит постепенно, через дыхательные пути. В процессе аккумуляции поражаются еще и легкие, почки, нервная система. Первые симптомы проявляются как усталость, отсутствие аппетита, общая слабость, сопровождающиеся эмоциональной нестабильностью, подавленностью, отсутствием концентрации внимания и головными болями. Такие симптомы типичны для многих горожан, ведущих сидячий образ жизни и редко выбирающихся на природу, они напоминают симптомы хронической усталости, на которую обычно и списывают отравление парами ртути. На последующих стадиях, по мере повышения концентрации этого металла, у человека начинают выпадать волосы, а зубы расшатываются, потому, что десны становятся рыхлыми. У него наблюдается резкое снижение остроты зрения и слуха, нарушается речь, начинается «ртутный тремор» - мелко дрожат пальцы рук, ног, а затем и все тело. Плачевный конец неизбежен, если не поставлен диагноз и не начато лечение.

Совет 2: Как убрать ртуть, если разбился градусник

Ртуть – опасное вещество. Если разбился ртутный градусник, надо немедленно принимать меры и убрать все, что можно, пока организмы находящихся поблизости людей не успели получить отравления. Ртуть может попадать в человеческий организм через дыхательные пути или пищеварительный тракт – это надо иметь в виду, когда будете ликвидировать последствия.

Ртуть не должна соприкасаться с открытыми участками кожи – перед тем как собирать ее, обязательно наденьте резиновые перчатки. Старайтесь, чтобы никто не заходил в помещение, где разбился градусник – небольшие частички ртути легко прилипают к поверхностям и могут быть разнесены довольно далеко, если налипнут на чью-то обувь.

Ртуть нельзя подметать веником – прутья могут измельчить шарики до состояния пыли, и собирать ее будет сложнее. И частицы ртути, и кусочки разбившегося градусника надо тщательно собирать в наполненную холодной водой стеклянную банку – вода нужна для того, чтобы не испарилась ртуть. Банку плотно закройте крышкой. Мелкие куски и капли собирайте, используя шприц, подойдет также резиновая груша, кусок лейкопластыря, намоченная газета.

Помещение надо проветрить – если какие-то испарения от ртути еще остались, они должны выветриться в окно. Места, где были частицы ртути, надо обработать раствором хлорамина или хлорной извести. Это приводит к окислению ртути, она приходит в нелетучее состояние. В крайнем случае, если таких веществ не оказалось под рукой, для обработки надо хотя бы приготовить горячий раствор соды и мыла – на литр воды 40 г тертого мыла и 30 г соды. 

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500