Инструкция
1
Переговоры помогают найти точки соприкосновения, перестать относиться к собеседнику как к противнику. Выделяют две модели переговорного процесса: компромиссная и интегративная. В первом случае сближение интересов происходит путем взаимных уступок. Во втором ведется поиск решения на взаимовыгодных основаниях.
2
На первом этапе переговорного процесса происходит сбор необходимой для понимания проблемы информации. На втором стороны устанавливают контакт, создавая атмосферу взаимного доверия и безопасности. Они обмениваются информацией, излагают свое видение и пути решения. Далее рассматривается каждый предложенный вариант с учетом интересов обеих сторон. На последнем этапе приходят к соглашению, обсуждают его и проясняют детали. Если стороны не пришли к согласию, назначается повторная встреча.
3
Бывает несколько стилей ведения переговоров. Жесткий стиль подразумевает стремление участника реализовать сугубо свои интересы, игнорируя доводы оппонента, оказывая на него давление. Избегающий стиль выражается стремлением уйти от решения проблемы, сторона избегает взаимодействия и признает проблему несущественной. Уступающий стиль – приспособление к позиции оппонента. Чаще всего уступают, если важно сохранить дальнейшие отношения или хотят уйти от решения. Торговый стиль – сторона готова уступить и ждет уступок в ответ.
4
Торг а переговорах – распространенная тактика, она способствует усилению доверия, показывает отсутствие воинственных настроений. Обычно одна из сторон первой заявляет о намерении проявить ряд инициатив, подталкивая оппонента к аналогичному поведению. Если же оппонент остается твердо стоять на своем, торг станет невозможен. Есть еще сотрудничающий переговорный стиль, при которых в равной степени заботятся об удовлетворении своих и чужих интересов. Этот стиль – противоположность торгу, он требует не компромисса, а объединения.
5
Для успешных переговоров нужно соблюсти несколько правил. Не переходить на личности, обсуждать проблему, а не друг друга. Сосредоточить внимание на интересах сторон, а не на позициях. За разными позициями может скрываться один и тот же интерес. Необходимо изобретать взаимовыгодные варианты и использовать объективные критерии оценки предложений. Для этого критерии рекомендуется прояснить до начала переговоров: нормы, профессиональные традиции, экспертная оценка, законы.