Истоки


К сожалению, на сегодняшний день сохранилось слишком мало сведений, позволяющих точно установить наличие письменности у славян до внедрения кириллицы. Известно, что славяне «читали по чертам и резам». Кирилл, один из создателей первой азбуки в истории Руси, смог обнаружить Евангелие, писаное «роусьскыми письменами», однако за давностью лет неизвестно, было ли это славянским письмом. С той же степенью вероятности это мог быть текст, написанный неким среднеазиатским народом. Арабские путешественники утверждали, что на надгробиях неких «руссов» и в их религиозных сооружениях были выведены рукой имена, но национальная принадлежность письма осталась неразгаданной. Немецкие хроники сохранили память о неких восточных племенах, проживавших на территории современной России и имевших свою письменность, но и их принадлежность к нашим предкам под большим вопросом. Археологические раскопки позволили установить, что в середине X века жители нынешнего Смоленска оставляли надписи на керамике. Тем не менее, большинство свидетельств не имеют под собой твердой основы и не могут быть приняты за доказательство наличия у древних славян своей письменности.

Кирилл и Мефодий



Два известнейших деятеля просвещения, Кирилл и Мефодий, не преподавали на территории, населенной восточными славянами, хотя, разумеется, знали о живущих здесь народах и вынашивали планы по распространению своего учения и в этих краях. Какими путями их учение попало на территорию Руси, неизвестно. Известно лишь то, что еще до принятия Русью христианства (988 год) существовали группы христиан, использовавших кириллицу. После же Крещения азбука начала массовое распространение, ей учили детей богатых и знатных людей. Сохранилось большое количество памятников, позволяющих удостовериться в проникновении кириллицы на Русь: берестяные грамоты, надписи на церквях, мечах, княжеские указы. Грамотность считалась крайне почетной, а грамотный человек очень высоко ценился в обществе.


Значение



Наличие письменности дало толчок к появлению институтов государственной власти на Руси, дало возможность закреплять не только на слове различные указы и договоры. Единая письменность скрепляла ранее разрозненные группы населения. Русь постепенно оформлялась в государство, и роль письменности здесь нельзя недооценить. Наконец, ее непохожесть на латиницу сделала письменную культуру славян самобытной и непохожей на другие.