Когда появился термин


Несмотря на то, что пение без музыкального сопровождения появилось на заре истории человечества, сам термин a capella появился в XVII веке. В буквальном переводе он означает «как в капелле», то есть как во время католического богослужения. Изначально термин применялся преимущественно по отношению к хоровому пению, но сейчас им обозначают любое исполнение вокального произведения без аккомпанемента. Петь а-капелла может небольшой вокальный коллектив или солист.

Пение а-капелла в церковной музыке


Акапелльное пение широко применялось во время богослужений в ранней католической и православной церкви. В дальнейшем (примерно в VII веке) католики начали применять орган, а затем и другие музыкальные инструменты. В православной церкви и по сей день хор и солисты поют без аккомпанемента на каком-либо музыкальном инструменте. Полифоническая манера пения а-капелла сформировалась к концу эпохи Средневековья. Духовные произведения для хора писали такие известные композиторы, как Палестрина и Скарлатти, а также Лассо и другие музыканты нидерландской школы. В России пение а-капелла стало основой появления и развития уникального явления - партесного концерта.


Пение а-капелла в светском искусстве


Пение без инструментального сопровождения было популярно не только в храмах, но и в светских салонах. Одним из наиболее известных жанров акапелльного пения стал мадригал. Как в духовной, так и в светской акапелльной музыке на Западе иногда применялся солирующий инструмент. Обычно это были скрипка или генерал-бас. Русские композиторы инструмент не вводили.

Пение без инструмента в народной музыке


Акапелльное пение – обязательная часть европейской народной культуры. Образцы народных песен, которые исполнялись без аккомпанирующего и даже солирующего инструмента, есть практически у всех народов. Такие песни могли быть одноголосными или полифоническими, в зависимости от жанра и традиций.

Акапелльное пение в современной культуре


Этот вид пения достиг в России наибольшего расцвета в начале прошлого века. Для хора без сопровождения писали Рахманинов, Танеев Свиридов, Шебалин и многие другие выдающиеся композиторы. Академическое пение а-капелла звучит в храмах и концертных залах. Обучение пению без сопровождения – обязательная часть учебной программы вокалистов и дирижеров-хоровиков. Научиться этому искусству можно в специализированном учебном заведении, а также в церковном хоре. В последние годы пение без сопровождения стало чрезвычайно популярным у молодежи, поскольку резко возрос интерес к различным народным культурам.