Совет 1: Ценности как элемент культуры

Человеческая культура складывается из многих элементов, в числе которых наиболее важные – ценности, моральные нормы и идеалы. Что подразумевается под «ценностями»? Это – свойство каких-либо предметов, явлений, удовлетворять желания, потребности, интересы отдельного человека или группы людей.
Инструкция
1
Формирование ценностей происходит под влиянием воспитания, обычаев и традиций. Они могут быть и материальными, и духовными. Ценности оказывают большое влияние на поведение, культуру и отдельной личности, и всего общества в целом.
2
У разных народов системы ценностей могут существенно отличаться. Это зависит от множества факторов. Тем не менее, есть некоторые универсальные ценности. Практически у всех народов убийство человека без смягчающих обстоятельств (например, без самообороны) рассматривается как тяжкое преступление, посягающее на высшую ценность – жизнь. Также строго осуждается воровство, ложь, злоупотребление доверием и прочие негативные поступки.
3
В культуре русского народа отчетливо видны сформировавшиеся за долгие столетия ценности: взаимовыручка («Сам погибай, а товарища выручай»), трудолюбие («Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»), бескорыстие («Отдам последнюю рубаху»). В то же время эти достойные качества сочетаются с осторожностью, предусмотрительностью («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Слово – серебро, молчание – золото»), а иногда и с расхлябанностью («Авось, пронесет»). Все это находит отражение в русских народных сказках, былинах.
4
В мусульманской культуре абсолютной ценностью является верховное божество – Аллах и установленные им правила, изложенные в Коране. По канонам ислама изображать человека запрещено, поэтому художественное воображение мастеров-мусульман находит выход в орнаменталистике. Растительная вязь, созданная ими (в том числе из камня) является подлинными произведениями искусства. Также для мусульманской культуры характерно, казалось бы, парадоксальное явление: исключительно чувственная, на грани эротики, лирика, воспевающая красоту, нежность и любовную страсть женщины, сочетается с откровенной дискриминацией слабого пола в обществе.
5
Для японской культуры ценностями являются простота, лаконичность, в сочетании с высокой степенью ответственности. Японцы придают огромное значение тому, как их поступки, поведение выглядят в глазах окружающих. «Потерять лицо», то есть, унизиться, быть уличенным в чем-то постыдном, неподобающем, для многих японцев хуже смерти.
6
Основные ценности американской культуры – индивидуализм, стремление к достижению успеха. Это часто сочетается с абсолютной уверенностью в своем «миссионерском» предназначении – нести всему миру американские ценности, не интересуясь его мнением на этот счет.

Совет 2: Религия как элемент культуры

Религия является основой и стержнем культуры. Она вдохновляет на создание новых культурных ценностей, диктует жанровую направленность в искусстве и сберегает общественное культурное наследие.
Вам понадобится
  • Библия, учебник по культурологии.
Инструкция
1
В первую очередь, стоит рассматривать религию как совокупность мировоззрений, взглядов и представлений для объединения людей. С другой стороны, религия – это форма удовлетворения духовных потребностей. В самом обыденном понимании люди говорят о религии, как о вере в сверхъестественное.
2
Принято выделять несколько критериев религии, каждый из которых оставляет свой неизгладимый отпечаток на образе жизни, деятельности и развитии человечества. Во-первых, люди стремятся жить согласовано с требованиями их вероисповедания. Во-вторых, каждый человек верит в сверхъестественное, не требуя доказательств. В-третьих, люди объединяются в группы, конфессии для поклонения высшим силам.
3
Религия как феномен культуры имеет свои определенные признаки. Первый – люди принимают истину без каких-либо доказательств. Второй признак – это поклонение культу, почитание предметов, образов, наличие определенных обрядов. Третий признак – жизнь, согласно канонам церкви, поддержание нравственных ценностей, соблюдение религиозных норм. В качестве четвертого признака можно выделить символы, которые присутствуют в каждой религии.
4
Религия, как элемент культуры наделена особыми функциями. Мировоззренческая функция несет в себе критерии, с точки зрения которых общество и человек живут, мыслят, совершают те или иные поступки. Терапевтическая функция отвечает за «исцеление душевное», помогает справляться с зависимостью, бессилием людей. Коммуникативная функция помогает каждому найти общение в рамках религии: человеку с человеком или человеку с Богом. Культуротранслирующая функция способствует поддержанию и развитию тяги человека к культуре: чтению книг, любви к искусству. Интегрирующая функция объединяет людей, что способствует их социализации. Если же среди индивидов или групп присутствуют разногласия насчет вероисповедания, то данная функция разъединяет людей.
5
Яркие явления религии как культуры – это мифы. Своеобразные сказки, они дают объяснения различным особенностям природы, рассказывают о происхождении множества явлений, воспевают подвиги людей и Богов. Мифы слагались в ту эпоху, когда у людей не хватало знаний, чтобы объяснить все происходящее вокруг. Однако и по сей день мифология остается важнейшим аспектом культуры и религии.
6
Безусловно, религия – это один из основных факторов истории. Большинство людей, так или иначе, оценивает себя и свои поступки через призму принадлежности к вероисповеданию. Именно религия как элемент культуры позволяет каждому человеку быть ближе к моральным нормам, стремиться к идеалу.
Видео по теме

Совет 3: Искусство как элемент духовной культуры

Тяга к прекрасному была присуща человечеству испокон веков. А недостаток эстетических и культурных впечатлений для некоторых людей может быть столь же критичен, как для других – неудовлетворение первичных потребностей. Удовлетворения эстетических и духовных потребностей, стремление к познанию, готовность к самовыражению определяют человеком искусство как элемент духовной культуры.
Вам понадобится
  • Компьютер и интернет, пособия по искусству.
Инструкция
1
Совершенствование. Безусловно, обращение человека к искусству развивает его как личность, взращивает в нем правильные ценности. Искусство является одним из средств воспитания. Ведь деятели искусства, зачастую вкладывают в свои шедевры продукты собственного жизненного опыта – как позитивного, так и печального, а также поучительного. Таким образом, искусство может служить неким симбиозом деятельности развлекательной, приятной и, в то же время, полезной и развивающей.
2
Познание. Познание мира и обогащение тем самым духовного пространства – еще одно подтверждение того, что удовлетворение эстетических потребностей может быть как приятным, так и полезным. Будь то художественное произведение, живопись или кино, их создатели часто рассказывают нам через предмет своего творчества об исторических событиях, особенностях жизни и быта или о выдающихся личностях времени, в которое они жили. Автор может весьма красочно описать культуру того периода, его колорит. К тому же изучать историю куда увлекательнее именно через художественные произведения. Искусство являет собой один из лучших способов передать свои знания следующим поколениям, которые должны стремиться к этим знаниям. Ведь без познания прошлого нет будущего.
3
Источник духовного удовлетворения и удовольствия. Никакая перспектива самосовершенствования или познания не заставит вас употреблять тот или иной продукт искусства, если он вас не увлекает. Произведение искусства должно вас соблазнять, быть близким вам, вашим чувствам и переживаниям, а иначе вы не получите наслаждение и должное удовлетворение. Далеко не каждому предмету искусства присущи познавательная или воспитательная функции, в то время как затронуть наши эмоции может любое творение. Для каждого оно просто будет свое, личное.
4
Самовыражение. Искусство доступно каждому, и не только как средство познания или развлечения, а также как способ самовыражения, причем этот способ не ограничивается только словесностью. Только с помощью такого элемента духовной культуры, как искусство, любой может создать то, что передаст его чувства без слов. Ведь у искусства нет языка и национальности, оно понятно всем и каждому. При этом интерпретировать можно одно и то же произведение по -разному. Это дает обширные возможности для восприятия. Используйте искусство себе во благо, и оно поможет вам решить многие проблемы, а также по-новому открыть себя.
Видео по теме

Совет 4: Сознание как основа познавательной деятельности

Сознание человека представляет собой сформированную в процессе социальной жизни высшую форму психического отражения мира. Проявляется словесно и в форме чувственных образов. Является основой познавательной и образовательной деятельности индивида.

Сознание человека



Основным отличием человека как вида от всех остальных является его способность к абстрактному мышлению, планированию деятельности, умению вспоминать и размышлять о прошлом опыте, давая ему оценку и делая выводы. Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к сфере сознания.

Функционально сознание понимается как операционная система мозга. Подобный взгляд на данное понятие нашел широкое распространение в естественных науках, в частности, в биологии и медицине. Однако он не способен в полной мере охватить ценность и важность сознания для человека, ведь сознание – куда больше, чем обычный физиологический процесс.

Отечественная психология определяет сознание как высшую форму отражения объективных свойств и закономерностей окружающего пространства. Причем, сознание присуще лишь человеку – как общественно-историческому субъекту.

Сознание формирует у человека внутреннюю модель внешнего мира, и это обязательное условие для любой познавательной деятельности и стремления человека преобразовать окружающий мир. Сознание развивается в процессе взаимодействия индивида с другими людьми, в процессе получения социального опыта.

Суть всех форм психической деятельности человека, начиная от самой простой (рефлекса) и заканчивая самой сложной (сознанием), заключается в том, что они выполняют функцию ориентации живого организма во внешнем пространстве. Чем более сложной является внешняя среда, тем сложнее организация психики, что помогает успешно ориентироваться в окружающем пространстве.

Познавательные процессы сознания



Для человека сознание характеризуется, главным образом, познавательной деятельностью. Познание человеческого существа начинается с запоминания простых элементов культуры и окружающего мира. Используя полученные знания, ребенок принимает и запоминает заключенный в окружающих предметах смысл и значение, учится оперировать ими без непосредственного влияния на сами предметы. Форма такого оперирования, словесно-речевая, и подобная деятельность являются характеристикой сознания.

Структура сознания включает в себя все виды познавательных процессов: ощущение, память, восприятие, воображение, мышление. Благодаря ним человек постоянно пополняет знания о себе и о мире. Если любой из этих познавательных процессов нарушен или неправильно функционирует, это расстраивает работу всего сознания в целом.
Источники:
  • Теоретические основы познавательной деятельности
  • Общая психология: конспект лекций. Лекция № 13. Сознание
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500