Совет 1: Как устраивают мозговой штурм

Мозговой штурм – один из наиболее эффективных инструментов для решения любых задач, генерации идей, постановки целей. Он может быть полезен топ-менеджерам, руководителям, консультантам, менеджерам проектов и всем тем, кто ищет решения или способы повышения эффективности работы - своей или персонала.
Инструкция
1
На подготовительном этапе нужно определить задачу, а также поставить цели, которые требуется достичь. Затем следует сформировать команду. Наиболее подходящее количество брейнстормеров – от 5 до 10 человек. В идеале они должны значительно отличаться друг от друга и иметь различные позиции в отношении определенной задачи.
2
О проведении мозгового штурма желательно предупредить заранее (примерно за 2-3 дня), озвучить задачу. Так у участников мозгового штурма будет время на необходимую подготовку. В их числе обязательно должны присутствовать открыто и активно мыслящие креативщики, а также скептики, которые тщательно и критично взвешивают любой вопрос и решение. Иногда роли специально раздаются среди сотрудников. Особенная роль достается так называемому провокатору, который должен настраивать участников на креативный лад. Обычно в роли провокатора выступает сам ведущий мозгового штурма.
3
В большинстве случаев мозговой штурм строится таким образом:
- предварительная разминка – 5 минут;
- создание (генерирование) идей – от 20 до 30 минут;
- обсуждение – 20 минут;
- подведение итогов – от 3до 5 минут.
4
Во время разминки следует уяснить, «зачем мы все сегодня здесь собрались». Ведущему нужно озвучить регламент и правила штурма, а также помочь участникам мероприятия настроиться на творческую волну. К примеру, можно обратить внимание присутствующих на CD-диск и предложить им подумать, как он может быть связан с их деятельностью. Кроме того, можно использовать игру в ассоциации или устроить физическую разминку.
5
После разминке нужно перейти к генерированию идей. На таком этапе участники штурма должны подкидывать идеи, любые, даже наиболее безумные. Все мысли следует записывать на бумагу. При этом не нужно обращать внимание на качество идей. Здесь самое главное – скорость и количество, поддержание атмосферы креатива и ощущение максимума свободы для участников. Если кому-то легче думается лежа, стоит ему предложить разместиться на диване. Важно следить за тем, чтобы у участников не было никаких осуждений и критики.
6
Если возникает «застой» и дискуссия не продвигается, нужно расшевелить участников штурма. К примеру, можно устроить конкурс на самую глупую идею. Также необходимо задействовать всех присутствующих. Некоторые люди не отвечают, пока их не спросят лично. Если ситуация совершенно зашла в тупик, стоит устроить небольшой перерыв на 2-3 минуты.
7
После того, как все идеи всех участников будут высказаны, нужно их проанализировать. Здесь нужно ответить на вопрос «Насколько хорошо эта идея позволяет решить задачу?»
8
В процессе штурма мозг должен работать поочередно и в творческом полете фантазии, и в строгой дисциплине. Поэтому мозговой штурм – отличный повод расслабить мозг и в конце-концов выдать интересную концепцию. Здесь не только разрешается, но и поощряется всячески импровизировать, прибегать к ассоциативному методу и нестандартному взгляду на проблему.

Совет 2: Что такое эвристический метод обучения

Учителю для работы со школьниками недостаточно использовать только традиционные методы. Образование шагнуло далеко вперед, да и для современного социума предпочтительны люди всесторонне развитые. В связи с этим, все большую популярность приобретают развивающие методики.

Беседа и «мозговой штурм»



Эвристический метод является одной из форм развивающего обучения. В последнее время он активно используется школьными учителями на уроках. Его суть заключается в том, чтобы перед учащимся поставить задачу, которая имеет не одно, а несколько решений. Таким образом, учитель не знает, к какому выводу он придет с учениками. При этом особое внимание отводится анализу пути решения поставленной задачи.
Следующим этапом после постановки проблемы должно быть сравнение полученного учащимся результата с общеизвестными постулатами. При эвристическом подходе к обучению преподаватель должен быть готов, что ученик может выдать принципиально новое видение и решение проблемы. Это характерно для ребят с нестандартным мышлением.

Особенно распространена эвристическая беседа. Она строится по типу «вопрос-ответ». Хорошо, если беседа обернется спором. Как бы ни звучало банально, но в споре все-таки рождается истина.

Кроме эвристической беседы, популярность в последнее время набирает так называемый «мозговой штурм», когда учащиеся попадают в ситуацию, в которой им приходится быстро реагировать и решать задачи преподавателя.

Сущность эвристического подхода



Особенностью эвристического подхода к обучению является то, что личная творческая деятельность учащегося и образовательная технология меняются местами. Если при традиционном подходе к преподаванию ученику дается понятие о чем-либо в готовом виде, развивающий способ изучения нового предполагает познание неизвестного самостоятельно. При этом преподаватель - уже не «учитель» в прямом понимании слова, а наставник, тьютор. Его задача – направить по правильному пути, рекомендовать, но не предоставлять информацию в готовом виде.

При использовании в работе эвристического метода обучения учитель должен быть готов к тому, что поставленная им задача не найдет ответа. Такое может произойти, к примеру, в слабом классе. В этом случае педагог может предложить ту же проблему в другом виде.

По мнению Хуторского, эвристический метод обучения помогает школьникам овладеть более новыми, а главное рациональными способами мышления.

Безусловно, применение эвристического подхода в обучении делает уроки намного более разнообразными, познавательными и увлекательными. Важно, что такой подход помогает развивать творческие способности и нестандартное мышление школьников.
Видео по теме
Полезный совет
Во время проведения мозгового штурма его участникам необходимо придерживаться регламента, следовать установленным срокам и правилам. Эксперты рекомендуют устраивать штурмы или с 10 до 11 часов, или с 15 до 18 часов.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500