Инструкция
1
На подготовительном этапе нужно определить задачу, а также поставить цели, которые требуется достичь. Затем следует сформировать команду. Наиболее подходящее количество брейнстормеров – от 5 до 10 человек. В идеале они должны значительно отличаться друг от друга и иметь различные позиции в отношении определенной задачи.
2
О проведении мозгового штурма желательно предупредить заранее (примерно за 2-3 дня), озвучить задачу. Так у участников мозгового штурма будет время на необходимую подготовку. В их числе обязательно должны присутствовать открыто и активно мыслящие креативщики, а также скептики, которые тщательно и критично взвешивают любой вопрос и решение. Иногда роли специально раздаются среди сотрудников. Особенная роль достается так называемому провокатору, который должен настраивать участников на креативный лад. Обычно в роли провокатора выступает сам ведущий мозгового штурма.
3
В большинстве случаев мозговой штурм строится таким образом:
- предварительная разминка – 5 минут;
- создание (генерирование) идей – от 20 до 30 минут;
- обсуждение – 20 минут;
- подведение итогов – от 3до 5 минут.
4
Во время разминки следует уяснить, «зачем мы все сегодня здесь собрались». Ведущему нужно озвучить регламент и правила штурма, а также помочь участникам мероприятия настроиться на творческую волну. К примеру, можно обратить внимание присутствующих на CD-диск и предложить им подумать, как он может быть связан с их деятельностью. Кроме того, можно использовать игру в ассоциации или устроить физическую разминку.
5
После разминке нужно перейти к генерированию идей. На таком этапе участники штурма должны подкидывать идеи, любые, даже наиболее безумные. Все мысли следует записывать на бумагу. При этом не нужно обращать внимание на качество идей. Здесь самое главное – скорость и количество, поддержание атмосферы креатива и ощущение максимума свободы для участников. Если кому-то легче думается лежа, стоит ему предложить разместиться на диване. Важно следить за тем, чтобы у участников не было никаких осуждений и критики.
6
Если возникает «застой» и дискуссия не продвигается, нужно расшевелить участников штурма. К примеру, можно устроить конкурс на самую глупую идею. Также необходимо задействовать всех присутствующих. Некоторые люди не отвечают, пока их не спросят лично. Если ситуация совершенно зашла в тупик, стоит устроить небольшой перерыв на 2-3 минуты.
7
После того, как все идеи всех участников будут высказаны, нужно их проанализировать. Здесь нужно ответить на вопрос «Насколько хорошо эта идея позволяет решить задачу?»
8
В процессе штурма мозг должен работать поочередно и в творческом полете фантазии, и в строгой дисциплине. Поэтому мозговой штурм – отличный повод расслабить мозг и в конце-концов выдать интересную концепцию. Здесь не только разрешается, но и поощряется всячески импровизировать, прибегать к ассоциативному методу и нестандартному взгляду на проблему.