Совет 1: Как происходил Октябрьский переворот

В 1917 году в Росси произошел переворот, который раз и навсегда разделил историю страны на «до» и «после». Теперь русским людям предстояло жить в стране с новым режим и по новым правилам.

Предпосылки переворота

К 1917 году в стране сложилась непростая ситуация. После переворота, организованного Корниловым, Февральской революции и Апрельского кризиса большинство населения не верило ни во что. Существующая власть уже не удовлетворяла. Да народ ей попросту не верил – замучила затяжная Первая мировая война, обескровившая Российскую империю во всех смыслах. Рабочие и солдаты бастовали, а Временное правительство во главе с Керенским оказалось бессильным в решении проблем.

3 ноября (21 октября) представители большевиков собрались на совещание, собранное по вопросу готовящегося переворота. Руководил этим собранием Ленин. Он при поддержке большевиков рассчитывал свергнуть Временное правительство и завладеть властью. Будущий вождь никак не мог определиться с датой переворота. В итоге выбор пал на 25 октября. Позже, по отзывам Троцкого, сам Владимир Ильич назвал затягивание начала переворота губительным. Существует мнение, что Ленин оттягивал начало переворота, сообразуясь с мнением Германии. Ведь на германские деньги и с учетом немецких интересов произошла Октябрьская революция. В пользу этого приводят факт о поездке Ленина по территории Германии в пломбированном вагоне.

Кстати, не стоит недооценивать роль Троцкого в подготовке и проведении Октябрьского переворота. Этот политик как раз и являлся идеологом революции 1917 года и разработчиком плана переворота.

Изменение хода истории

Утром 25 октября (7 ноября) под контролем Временного правительства оставался лишь Зимний дворец. Да и тот был окружен отрядами красной гвардии. В этот день, в 10 утра, большевики выпустили воззвание «К гражданам России», в котором говорилось о переходе власти в руки Военно-революционного комитета. Пока Керенский в автомобиле с американским флагом разыскивал верные правительству части, вечером того же дня солдаты и матросы Балтийского флота взяли Зимний дворец. Власть Временного правительства прекратилась даже номинально. Позже Керенский совместно с остатками войск Краснова предпринял поход на Петроград, который не имел результата.

В Москве также в день Октябрьского переворота не обошлось без боевых действий. Представители большевистской власти организовали военный революционный комитет. Из-за активного сопротивления эсеров, создавших Комитет общественной безопасности, большевики не могли захватить власть в Москве в течение нескольких дней. Бои продолжались до 3 (16) ноября, погибли несколько сот человек.

Позже будет Учредительное собрание, гонения на кадетов и много других событий, которые так сильно взбудоражат и разделят страну на два лагеря. В мировой и отечественной историографии нет единого взгляда на события Октября 1917 года.

Совет 2: Народ как историческая общность

Первоначально, в древнюю эпоху, под термином «народ» подразумевали людей, связанных между собой родством – близким или дальним. Впоследствии, с появлением государств, это определение стало более широким.
Как возникали народы

Народом называют жителей государства или какой-то территории, которые имеют общий язык, культуру, схожие религиозные и морально-этические воззрения. В становлении народа большую роль играет ряд факторов, в том числе исторических. Поэтому любой народ можно назвать исторической общностью.

В эпоху, когда уже завершился переход от родовой общины к соседской общине, но еще только возникали зачатки государственности, большинство людей жили натуральным хозяйством. То есть все необходимое для жизни добывалось и производилось силами одной семьи, а при необходимости происходил обмен товаров с другими семьями, жившими по соседству. Однако со временем возникла необходимость в регулярном обмене товарами, причем не только с ближайшими соседями, но и с людьми, проживающими в более отдаленных местах. А для этого нужен был общий язык (чтобы понимать друг друга), общие законы и правила, обеспечение безопасности и порядка. Товарно-рыночные отношения способствовали также взаимопониманию, формированию общих интересов, ценностей, менталитета. Так постепенно из разноплеменных общин начинали складываться народы.

Какие исторические факторы способствуют развитию и сплочению народов

Существует немало исторических причин, которые ведут к росту национального самосознания, и как следствие, к формированию и укреплению народа. Одна из наиболее значимой – отражение внешней угрозы. Например, в истории древних римлян огромную роль сыграла 2-я Пуническая война с их главным соперником – Карфагеном. После сокрушительного разгрома при Каннах (216-й год до н.э.) Рим оказался на краю гибели. Однако римляне не пали духом и не запросили мира. Напротив, эта тяжкая неудача сплотила их, вызвала взрыв патриотизма. И в результате они выиграли войну.

Аналогичная ситуация была во Франции во время Столетней войны (1337-1453 гг.), или в России в Смутное Время (начало XVII века). После преодоления этих нелегких испытаний процесс окончательного формирования французского и русского народов ускорился.

Немалую роль может сыграть овладевшая широкими массами народа так называемая «пассионарная идея», то есть всеобщий энтузиазм, порыв, имеющий религиозную, политическую, экономическую или иную основу. Например, для арабского народа такой идеей явилось утверждение ислама в качестве господствующей религии в VII веке, для народа США – борьба за независимость от Великобритании (конец XVIII века), а для многих народов бывшей Российской империи – построение нового общества после Октябрьского переворота в 1917 году.
Видео по теме

Совет 3: Какой праздник отмечается 4 ноября

После развала СССР в 1991 году и отмены коммунистической идеологии некоторые государственные праздники утратили актуальность. Чтобы не лишать трудящихся привычных выходных, в истории России были найдены другие поводы для гордости.

Инструкция
1
7 ноября 1917 в России произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришли большевики. Эта дата стала праздничной и называлась днем Великой Октябрьской социалистической революции, пока в ноябре 1996 г. тогдашний президент Б.Н.Ельцин не переименовал праздник в День примирения и согласия. Однако традицию сломать не удалось, и 7 ноября воспринималось и сторонниками, и противниками коммунистической идеологии как очередная годовщина большевистской революции.
2
В 2004 году правительством было высказано намерение вообще отменить этот праздник. Чтобы граждане не чувствовали себя обобранными, взамен требовалось предложить идеологически обоснованный выходной. Ближайшей подходящей датой оказалось 4 ноября – праздник Казанской иконы Божьей матери, связанный с важными историческими событиями, происходившими на территории России в начале XVII века.
3
После смерти Ивана Грозного и восшествия на престол в 1598 г. Бориса Годунова в стране начался очень тяжелый период, известный как Смутное время, или Смута. Несколько неурожайных лет и страшный голод обрушили экономику страны в пропасть. Недовольство народа подогревалось представителями боярских родов, которые мечтали сами сесть на царский трон.
4
Власть Бориса была, выражаясь современным языком, нелегитимной, поскольку он приходился всего лишь шурином законному наследнику Федору Иоанновичу. К тому же по стране ходили упорные слухи, будто подосланные Борисом наемники убили младшего сына Иоанна IV Дмитрия – именно Божьим гневом на убийцу объясняли все кары, постигшие Россию. Власть слабела, беззаконие усиливалось, росла преступность.
5
Тяжелой ситуацией воспользовался польский король, поддержавший самозванца лже-Дмитрия в его притязаниях на российский престол. В 1604 году началась польская интервенция, в июне 1605 г. поляки заняли Москву. В мае 1606 г. самозванец был убит в ходе восстания, поднятого боярином Шуйским, поляки изгнаны из Москвы. Однако большая часть страны оставалась под оккупацией.
6
Неумение русских бояр договариваться между собой и жертвовать шкурными интересами ради блага страны привело к тому, что в сентябре 1610 года польское войско под командованием королевича Владислава заняли Москву, а год спустя крымские татары разорили Рязань.
7
Бесчинства, творимые оккупантами, вызвали народный гнев. В 1612 году земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин собрал ополчение, готовое сразиться с поляками. Командовать народной армией Минин пригласил князя Дмитрия Пожарского.
8
4 ноября 1612 года (по григорианскому календарю) ополчение Минина и Пожарского выбило поляков из Китай-города, а 9 ноября польский гарнизон, занимавший Кремль, сдался. В Китай-город князь Пожарский вступал с иконой Казанской Божьей матери в руках, а затем, став соправителем государства Российского до выборов нового царя, ввел местное (московское) почитание этой иконы.
9
Спустя 2 месяца состоялся всесословный Собор, на котором представители всех городов и сословий России выбрали нового царя, Михаила Федоровича Романова. Однако поляки не смирились со своим поражением и до 1618 года предпринимали попытки захватить Россию.
Видео по теме

Совет 4: Что входит в понятие "великая нация"

Нация представляет собой устойчивую общность людей, объединенных по языковому, территориальному, культурному признаку. Это слово произошло от латинского термина «natio» - «народ», «племя». Определение «нация» может быть отнесено как к гражданам одного государства, так и к этнической общности с единым языком и самосознанием. Нередко можно слышать выражение «великая нация». А что оно означает?
Какая нация может быть признана великой

В чем вообще выражается величие нации? Для кого-то само понятие «величие» связано с большой территорией, которую занимает нация, а также ее численность. Другой не мыслит величия без значимых достижений в культуре, науке, технике. Третий считает, что только та нация может называться великой, которая одержала много побед на поле боя. И так далее. В какой-то степени, правы все.

Если рассматривать историю древнего мира, то, без сомнения, великими нациями можно считать египтян, греков и римлян. Египтяне создали высокоразвитую цивилизацию, достигли больших высот в точных науках, особенно математике и астрономии. До наших дней дошли исполинские сооружения древнего Египта – пирамиды, которые и теперь производят просто грандиозное впечатление. Построить их было бы очень нелегко, даже используя современную технику.

Колоссальный вклад в науку и культуру внесли древние греки. Этот народ был сравнительно малочисленным, но дал миру огромное количество знаменитых ученых, философов, литераторов, архитекторов, скульпторов. За один этот факт древних греков можно по праву считать великой нацией.

По праву прославились и древние римляне. Начав с небольшой территории в нижнем течении небольшой реки Тибр, племя латинов постепенно покорило всю Италию, а потом и многие соседние территории. В результате, через несколько веков возникла могущественная и огромная Римская Империя. Но древние римляне прославились отнюдь не только воинственностью. Они внесли большой вклад в разные области науки, культуры, внедрили так называемое «римское право», впоследствии ставшее основой юриспруденции во многих странах. Поэтому и их можно называть великой нацией.

Почему жители России – великая нация

Народам, населявшим нашу Родину, неоднократно приходилось переносить жестокие испытания. Монголо-татарское нашествие в XIII веке, Смутное Время (начало XVII века), Отечественная война с Наполеоном (1812 год). А в XX веке на их долю пришелся ряд тяжелейших невзгод: Гражданская война после Октябрьского переворота, слом привычного уклада жизни, репрессии во времена правления Сталина, Великая Отечественная война, приведшая к колоссальным жертвам и разрушениям. Российский народ с честью выдержал все это, не сломался, не утратил своей самобытности и лучших человеческих качеств. Поэтому россияне – великая нация.

Совет 5: Какие перевороты были в России

В истории России несколько раз произошли государственные перевороты. Смена власти осуществлялась с применением силы и арестом или убийством действующих руководителей. Наиболее значимыми являются дворцовые перевороты XVIII века, Октябрьская и Февральская революции, Августовский путч.

Дворцовые перевороты в Российской империи

XVIII век считается эпохой дворцовых переворотов. В 1722 году Петр I издал новый Указ о престолонаследии, по которому престол должен был передаваться не по потомкам мужской линии, а назначаться по воле императора. Петр I не желал видеть во главе государства своего сына с внуком, которые не были сторонниками его реформ. Однако император не успел назначить престолонаследника и умер.

После смерти Петра I на трон села его жена Екатерина I, которая оставила после себя преемника Петра II Алексеевича. Но и он вскоре скончался, не оставив после себя никакого завещания. Верховный тайный совет избрал императрицей Анну Иоанновну. После ее смерти во власть пришел Иоанн Антонович, которого свергла Елизавета Петровна. Она своим преемником выбрала Петра III. Но его жена Екатерина II свергла его с трона и возглавила страну. Она желала, чтоб ее преемником был внук, но не успела написать завещание. Во власть пришел ее сын Павел I, которого убил и отстранил от престола собственный сын Александр I. Именно воцарением Александра Павловича закончилась эпоха дворцовых переворотов.

Революции 1917 года

Февральская революция развернулась в Петрограде. В результате переворота был свергнут император Николай II. В России прекратилось правление династии Романовых и сформировалось первое Временное правительство. Одновременно был создан параллельный орган власти, называемый Петроградским Советом. В стране образовалось двоевластие.

В октябре 1917 году началась Гражданская война в России. Было свергнуто Временное правительство. К власти пришло новое правительство во главе В.И. Лениным, Я.М. Свердловым и Л.Д. Троцким. В России установилась совершенно новая форма правления — советская власть.

Августовский путч

19 августа 1991 году была проведена попытка государственного переворота в СССР. В это время президент Горбачев находился в Крыму. Группа заговорщиков создала новый Государственный комитет по чрезвычайному положению. Возглавил ГКЧП Г.И. Янаев. По его приказу Горбачев был блокирован на своей даче и не имел даже телефонной связи с Москвой. Народу СССР было объявлено, что президент ушел в отставку по состоянию здоровья и государство возглавило ГКЧП.

На следующий день должен был состояться подписание Союзного договора, по которому вместо СССР создавался Союз Суверенных государств. Основной целью заговорщиков было не допустить распада СССР.

Переворот не удался. Протестную волну возглавил Б.Н. Ельцин, который во время путча взял на себя обязанности главнокомандующего Вооруженными силами. 21 августа заговорщики были арестованы. Августовский путч имел катастрофические последствия. Союзные республики отказались подписывать новый договор и друг за другом объявили о своей государственной независимости. Уже к декабрю 1991 году СССР прекратил свое существование.
Видео по теме
Источники:
  • Дворцовые перевороты
  • Февральская и Октябрьская революции
  • Августовский путч
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500