Факт существования жизни на Земле не нуждается в подтверждении. Сложнее обстоит дело с другими планетами, входящими в состав Солнечной системы. Принято считать, что вокруг Солнца по самостоятельным орбитам вращается восемь таких крупных небесных тел: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Плутон в 2006 году утратил свой статус, перейдя в разряд карликовых планет. До сих пор нет объективных подтверждений того, что на одной из этих планет, за исключением, конечно, Земли, есть жизнь.
Чтобы на планете могли развиваться даже самые простейшие формы жизни, требуется наличие атмосферы и воды. Жизнь очень чувствительна к резким перепадам температур и давлений. Одно из условий существования организмов – показатели гравитации, близкие к земным. Небесное тело также должно получать достаточное, но не избыточное количество энергии. Исследователи, которые изучают планеты Солнечной системы, стремятся отыскать на них хотя бы некоторые из описанных выше характеристик.
Первым кандидатом на место, где могут обитать живые существа, длительное время был Марс. Установлено, что здесь имеется атмосфера, хотя она очень сильно разрежена и не подходит для дыхания человека. Ускорение свободного падения на Марсе не слишком сильно отличается от земного. Средняя температура на планете – около 60оС.
Последние данные позволяют утверждать, что на Марсе есть признаки воды. Не исключено, что в подобных условиях могут выжить какие-то жизненные формы, но это можно будет установить только после посещения Красной планеты экспедицией, оснащенной современным оборудованием для проведения анализа среды.
В поисках следов жизни ученые присматриваются и к Венере. Она также относится к классу планет, подобных Земле. Венера по многим своим свойствам почти полностью противоположна Марсу. Здесь имеется вода. Есть на этой планете и атмосфера, но она чрезвычайно плотная и насыщенная, что создает «парниковый» эффект. Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, а потому средняя температура среды там достигает 400оС. Все эти условия исключают существование на Венере жизни, которая могла бы быть подобна земной.
Остальные планеты Солнечной системы отличаются еще более экстремальными условиями, что сводит вероятность существования на них развитых форм жизни почти к нулю. Однако ученые не теряют надежды в будущем отыскать на отдаленных небесных телах простейшие формы, которые в принципе могут дать начало развитию биологических объектов.
Не исключено, что жизнь, в том числе и разумная, существует далеко за пределами Солнечной системы и Галактики, в которую входит Солнце. Планеты, подобные Земле, в начале нынешнего столетия были обнаружены возле некоторых отдаленных звезд. Но, к сожалению, современный уровень науки и техники не позволяет подтвердить или опровергнуть какую-то конкретную гипотезу исследователей. Вопрос о существовании жизни на других планетах остается открытым.