Совет 1: Как спасти от секты

Слово «секта» давно стало нарицательным, приобретя религиозный и негативный оттенок. При этом оно все равно не воспринимается достаточно серьезно и не дает понимания, как спасать человека, которого в секту затянуло.

Понятие секты

О сектах нужно говорить, как минимум, с трех позиций: религиозной, коммерческой и социальной. Религиозная позиция сводится к тому, что некая несовершенная, откровенно ущербная религиозная идея подается и воспринимается, как истина. Поскольку секты живут набором фиксированных идеологем, все, находящееся вне их сферы, воспринимается исключительно как параллельный мир. Секты живут замкнутым на себе вероучением, чтобы это работало, главы сект максимально ограничивают общение своих «духовных» учеников с окружающим миром. Вместо этого они всеми силами стараются создать у неофитов ощущение, что их допустили к чему-то избранному, закрытому, противопоставленному остальному миру, выращивают в них зависимость, косность, закрытость. Нужно отметить, что секта — это практически всегда коммерческое или выгодное верхушке предприятие. Не всегда все сводится к деньгам, сексуальному насилию или рабской силе, в некоторых случаях выгода может быть косвенной — безопасность, власть, создание блока единомышленников.

Три этапа разрыва

Борьба с сектантским влиянием сводится к трем направлениям — профилактика, избавление (разрыв) от зависимости, реабилитация.

Профилактика сектантства очень долгое время была в современном обществе приоритетной. Очень важно объяснять людям (особенно молодым, подверженным влиянию сильных личностей), что секта может стать своеобразной компенсацией социальной дезадаптации или отсутствия глубоких отношений с близкими людьми, но при этом этих проблем она не решает. Профилактика (если вы не хотите говорить со своими близкими о сектах напрямую) может свестись к банальной пропаганде здоровых межчеловеческих отношений, выстраиванию теплого климата в семье. Профилактика, которая может спасти человека от секты, чаще всего является обучением самостоятельной, ответственной и осмысленной жизни.

Разрыв с зависимостью — это сложная работа, которая требует вмешательства профессионала. По результатам такой работы человек должен самостоятельно принять решение о своем выходе из секты. Насилие, принуждение в этом случае помогают редко. Здесь нужен диалог, знание специфики секты, опыт и навыки психотерапевта, который сможет вести дискуссии, постепенно наводя пациента на сомнения в истинности догм, исповедуемых сектой. Чаще всего на подобную терапию уходит много месяцев, причем лучше доверить ее профессионалу, без соответствующих знаний вы можете только навредить спасаемому человеку.

Реабилитация — самый сложный, завершающий этап. Зависимость, к сожалению, может быть в полной мере заменена только зависимостью. В России сложно найти группы взаимопомощи, в которых можно поделиться своим опытом, получить сочувствие и понимание от людей, которые пережили подобный опыт. Подобные группы — необходимое условие избавления от влияния секты, на первых порах они становятся адекватной заменой предыдущей зависимости. Со временем этот эффект ослабевает, но потребность в сочувствии и понимании людей со схожим опытом остается на всю жизнь.

Совет 2: Как выйти из секты

Поиски своего собственного жизненного пути и духовные искания нередко приводят людей в тоталитарные секты. Такие сообщества активно используют человеческие слабости, завлекая неустойчивых в личностном плане людей заманчивыми обещаниями и прелестями общения с «единомышленниками». Попасть в секту очень просто, а вот выйти из нее самостоятельно может лишь сильный духом человек.
Инструкция
1
Начните с критического осмысления сложившейся ситуации. На этом этапе очень важно полностью отдавать себе отчет в том, что вы подверглись деструктивному влиянию секты.
2
Проанализируйте известную вам деятельность этого объединения людей. Постарайтесь найти подтверждение тому, что данная организация негативно влияет на личность и общество. Разобраться в ситуации вам помогут беседы с теми, кто нашел в себе силы порвать с подобными сектами, а также объективные материалы, которые можно найти в открытой печати или в интернете.
3
Исключите всякие контакты с приверженцами секты. Сделать это бывает не очень просто. Во-первых, члены секты ревностно относятся к тем, кто начинает выпадать из сферы их влияния. Во-вторых, очень часто между приверженцами «учения» устанавливаются очень тесные и доверительные отношения, нередко переходящие в подобие дружбы. Но ваша задача – не поддаваться на манипулирование и порвать контакты с бывшими единомышленниками раз и навсегда.
4
Обратитесь за помощью к профессиональному психологу или психотерапевту. Специалист поможет вам разобраться в ситуации и вместе с вами наметит пути устранения последствий вредоносного влияния секты на вашу личность. Общение с психологом поможет вам поверить в себя, вернет утраченную самооценку и позволит справится с эмоциональными проблемами.
5
Не пренебрегайте помощью истинных друзей и родственников. Если вам трудно порвать отношения с сектой, обратитесь за поддержкой и помощью к тем, кто действительно заинтересован в вашем жизненном благополучии. Больше времени проводите с друзьями и близкими. Помните, что совместная деятельность помогает восстановить прежние социальные связи и укрепить отношения.
6
Переключитесь на общественно-полезные виды деятельности. Так вы сможете отвлечься от негативных воспоминаний о времени, проведенном в секте, и сможете с головой окунуться в водоворот настоящей жизни, в которой нет места манипулированию чувствами и негативному духовному перерождению.

Совет 3: Что такое секта

Сектой называется религиозная группа, которая отделилась от основного направления в религии. Помимо этого, существуют и другие трактовки данного термина. Например, сектой называется любая группа (не обязательно религиозная), которая имеет свои практики и учения, отличные от господствующей идеологии.
Инструкция
1
Свои этимологические корни слово «секта» берет из латинского языка, от слова secta, которое означает «отделившаяся часть религиозной общины». Слово является производным от sequor, что значит «повиноваться, следовать за кем-либо». Изначально это понятие было нейтральным и с его помощью описывали отдельные философские, политические и религиозные объединения и группы. В русском же языке этот термин носит негативную окраску, очень часто используется для уничижения. По этой причине религиоведы не пользуются этим понятием при описании истории, а используют нейтральные определения «религиозные группы», «религиозные течения» и т.п.
2
Тоталитарной сектой называется организация, которая представляет явную опасность для здоровья и жизни людей, как правило, представляется в форме религиозной, коммерческой, общественной, оздоровительной или образовательной организации для осуществления прикрытия своей противоправной деятельности. Данное понятие используется в таких областях как социология, криминология, психология, также встречается в различных нормативных документах и энциклопедиях.
3
Начало 1990-х годов для России ознаменовалось появлением большого количества новых религиозных объединений. Подобная ситуация была отмечена в США в 1960-е годы и немного позже в Западной Европе. В Европе, отличающейся давней традицией свободы вероисповедания, для описания религиозных меньшинств использовались такие понятия как «культ» и «секта», которые при этом были практически идентичны. В некоторых европейских странах понятие «секта» носило более негативный характер.
4
В связи с явной негативной окраской таких терминов как «культ» и «секта» вместо них используется определение «новое религиозное движение». С его помощью описывают объединения, которые отличаются от существующих общепризнанных религий.
Видео по теме

Совет 4: Как уйти из секты

Вступление в религиозную секту – одна из самых тяжелых аномалий, которую можно сравнить с наркоманией, алкоголизмом или психическим расстройством. Из большинства таких организаций обратного пути нет вообще: их адепты расстаются с прошлой жизнью, жертвуют в секту все имущество и зачастую лишают будущего своих детей, уводя их за собой. Если вы сами стали жертвой сектантов, попытайтесь избавиться от их влияния как можно раньше.
Вам понадобится
  • - обращение в церковь;
  • - обращение в полицию;
  • - новые увлечения.
Инструкция
1
Удерживайте в своем сознании мысль о том, что вам необходимо уйти из секты. Если вы уже пришли к пониманию необходимости такого шага, это уже очень хороший знак. Как правило, новоявленные адепты подвергаются настоящему зомбированию, поэтому решение об уходе даже не приходит им в голову.
2
Попробуйте пропустить хотя бы одно собрание или встречу с сектантами. Пронаблюдайте за их реакцией, стараясь дать объективную оценку их действиям. Скорее всего, эти люди будут крайне возмущены вашим поведением и постараются сделать все, чтобы такого больше не повторилось.
3
Заполните пустоту, которая стала причиной вашего вступления в секту. Как правило, самодостаточных, увлеченных и интересующихся людей крайне сложно вовлечь в какую-либо сомнительную организацию. Адепты тоталитарных сект нацеливаются на потерянных, неуверенных в себе людей, которые не имеют особого смысла в жизни. Найдите новые увлечения, заведите хобби, предполагающие поездки, встречи с людьми, яркие впечатления. Вполне возможно, что вы очень быстро сможете посмотреть на свое «сектантские будни» со стороны, и поймете, насколько страшной является данная организация на самом деле.
4
Сходите в храм и пообщайтесь со священником, который обязательно поможет вам в этом нелегком деле. Если до секты вы не относились к какой-либо конфессии, просто обратитесь к любой крупной религии, которую исповедуют большинство жителей вашей страны.
5
Постарайтесь уехать и оборвать с сектой все контакты. Смените номер телефона и электронную почту, не реагируйте на любые попытки сектантов вступить с вами в связь. Если не можете уехать навсегда, попробуйте сделать срок отсутствия как можно боле длительным.
6
Обратитесь за помощью к близким. Наверняка вся ваша семья обеспокоена вашим увлечением сектой, ведь один из основных принципов подобных организаций – принуждение к постепенному отречению от родных. Более сильные родственники, например, родители, супруг или брат могут дать жесткий и даже грубый отпор сектантам, который в ряде случаев может стать весьма действенным.
7
Обратитесь в полицию. К сожалению, крупные секты всегда имеют довольно сильную юридическую поддержку. Но все же при желании вы сможете собрать материалы для уголовного дела, поскольку в подобных случаях зачастую речь идет об отъеме собственности, воспитании детей в ненадлежащих условиях и других явлениях, противоречащих законодательству.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500