Инструкция
1
Родителям и окружающим важно не пускать развитие ребенка на самотек. Да, такие дети не стремятся к общению и установлению контактов и нужно учитывать их интересы. Однако вовлекать их в общение все же необходимо, учитывая, естественно, их ежедневный режим и определенные ритуалы. Причем время общения стоит дозировать, чтобы аутист от него не устал. Желательно начинать это делать в игровой форме, а затем поддерживать малейшее желание ребенка поиграть. Обычно родители быстро подмечают вербальные и невербальные сигналы со стороны детей, которые свидетельствуют о дискомфорте, а потому знают время, когда лучше оставить ребенка одного, а когда пообщаться с ним.
2
Также родителям важно обучить своего ребенка бытовым навыкам и навыкам самообслуживания. Поскольку дети-аутисты редко наблюдают и подражают взрослым в отличие от обычных детей, лучше целенаправленно заняться этим вопросом. Это поможет им адаптироваться в обществе и по достижении определенного возраста справляться самостоятельно и даже жить отдельно.
3
Если аутист проявляет агрессию, у него случаются припадки или он чего-то панически боится, важно установить причину этих проявлений. Для этого желательно вести дневник наблюдений, куда записывать какие-то поступки и способы, с помощью которых удалось либо не удалось справиться с негативными проявлениями. Одним из важных правил для родителей является то, что нельзя намеренно пугать ребенка. Если для обычных малышей действует тактика типа «придет серенький волчок», то у аутистов это может привести к непредсказуемым последствиям.
4
Когда аутист что-то делает, ему обязательно нужно объяснить смысл этой деятельности. Месить тесто, убирать игрушки, складывать одежду - любые действия для него должны иметь смысл. Это же касается и его стереотипов в поведении. Если их направить в нужное русло, это поможет ребенку лучше адаптироваться к окружению. Так, если малыш постоянно стремится все упорядочивать, ровно ставить от большего размера к меньшему, лучше даже специально просить его об этом, например, расставить баночки или сложить книги. Ни в коем случае нельзя наказывать аутиста за его ритуалы и стереотипное поведение - это угрожает его безопасности и в некоторой мере даже сохранности.
5
Также важно правильно мотивировать ребенка-аутиста. Для этого можно применять принципы бихевиоризма: награждать желаемое поведение детей. Это будет побуждать их действовать правильно. Особенно стоит обратить внимание на успехи ребенка в учебе. Так как зачастую интерес к ней у аутистов отсутствует, можно позитивно подкреплять самые незначительные, но все же успехи.
6
Могут помочь в адаптации аутистов к окружающему миру некоторые необычные способы: пет-терапия (с помощью животных), гипнотические техники, арт-терапия (лечение танцем, музыкой, кукольными постановками и т.д.), массаж и т.д. Можно подобрать те коррекционные приемы, которые будут нравиться ребенку. Тогда занятия будут иметь больший терапевтический эффект.
7
Самую важную роль в воспитании аутичных детей играют, конечно, родители. Ни в коем случае нельзя относиться к аутизму как к приговору. Да, ребенок никогда не станет таким, как все. Да, часто он будет витать в каком-то своем, отличном от обычного мире. Да, он будет вести себя порой не так, как ожидают родители и окружающие. Да, он не воплотит в жизнь мечты мамы с папой по поводу карьеры или мировой славы. Но он может проявить себя в творчестве, а главное - быть счастливым и сделать счастливыми окружающих.
8
Только от заботы и поддержки близких взрослых, братьев и сестер, других любящих родственников будет зависеть то, адаптируется ли аутист к окружающему миру. Важно не закрываться в своей проблеме. Сейчас создано несколько фондов, развивающих центров, центров помощи и объединений, посвященных проблеме аутизма. Даже обычное общение с семьями, столкнувшимися с такой же ситуацией, принесет немалую пользу. А уж общение со специалистами, работающими с аутистами на протяжении многих лет, точно не помешает.