Определение личности



В психологии происходит разделение понятий индивид, личность и индивидуальность. Основоположником этой классификации является А.Н. Леонтьев. Согласно его теории, личность - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности человека. Из этого следует, что формирование личности невозможно вне социальной среды.


Влияние семьи



Институту семьи приписывают главную роль в формировании личности, ведь именно она является первой социальной группой, с которой встречается ребенок. Именно здесь ребенок получает первые представления о мире и обществе, что является фундаментом для всего последующего развития человека. Значение влияния семьи усиливается крепкой эмоциональной и социальной зависимостью членов группы друг от друга, а также длительностью воздействия, по этим показателям никакой другой институт социализации не может конкурировать с семьей.

Именно семья закладывает базовые структуры личности: стиль отношений с другими людьми, который он получает благодаря наблюдению за поведением родителей. Именно личный пример родителей оказывает наибольшее влияние, а не укоры и наставления. Благодаря взаимодействию с взрослыми ребенок получает первые представления о себе, поэтому так важны внимание и забота. Недостаток родительской любви может привести в будущем к комплексам. Также ребенок в семье формирует представление о себе как о представителе женского или мужского пола, учится корректировать свое поведение в соответствии с этими представлениями. Формируются нравственные ценности, ребенок узнает, что такое «хорошо» и «плохо». Благодаря общению с родителями ребенок формирует жизненные смыслы, а также стремления и идеалы, получает чувство связи поколений, учится воспринимать себя как часть группы, тем самым формируя ощущение сопричастности.

Но самое важное приобретение - то, что ребенок учится общаться. Исходя из своих взглядов и установок, он формирует стиль общения, учится взаимодействовать с окружающими людьми. Большое значение здесь имеет поддержка взрослых, она позволяет ребенку не замыкаться в неудачах, а делать новые попытки.

Однако семья не будет оказывать решающее влияние на протяжении всей жизни человека. В психологии принято считать, что с поступлением в школу в жизни ребенка появляется новый институт социализации. Теперь большое влияние будут иметь школьный учитель и сверстники. В дальнейшей жизни будут появляться новые значимые социальные группы, однако к 7 годам у ребенка уже заложены основы личности, а значит, далее может осуществляться только корректировка поведения, поэтому по силе воздействия и влияния именно семья является главной в развитии личности.