Древние традиции празднования Масленицы


В старые времена Масленица справлялась в день весеннего равноденствия (24-25 марта), знаменуя собой наступление одной из фаз народного земледельческого календаря. Совпадала она и с древнейшими языческими комоедицами – праздником по случаю пробуждения медведя после зимней спячки.

Празднование Масленицы продолжалось в течение недели, каждому дню которой давалось свое название. «Встреча» Масленицы происходила в понедельник. В этот день ее зазывали, поднявшись на возвышение, и нарекали разными шуточными именами. Существует народное предание, рассказывающее о том, как впервые появилась в деревне веселая Масленица.


Отправился однажды мужик в за дровами в лес и увидел там тоненькую девушку, прятавшуюся за сугробами. Позвал он ее с собой в деревню – народ веселить. Пришла за ним девушка следом, да только превратилась по дороге в пышнотелую румяную бабенку с озорными глазами. Она и стала воплощением Масленицы.

Масленичная неделя


Вторник носил название «заигрыши». В этот день повсюду начинались веселые масленичные игры. Воздвигали снежные городки, символизировавшие убежище злой зимы. Для девушек повсюду устанавливали качели. В среду начинали лакомиться обильными масленичными угощениями, а потому она называлась «лакомкой». На четверг приходился самый широкий разгул. Этот день получил название «разгуляй-четверток». В пятницу зятья ходили в гости к тещам, потому и звалась она «тещины вечерки». Суббота – «золовкины посиделки»: невестки приглашали в гости золовок. Кроме того, в субботу разрушались снежные городки. Участники шуточного сражения делились на 2 команды: одна осаждала городок, другая защищала его. Завершалась битва полнейшим разгромом городка.

Однако главным днем масленичной недели было воскресенье, носившее несколько названий, в том числе «проводы Масленицы» и «Прощеный день». Люди как будто начинали новую жизнь и стремились попросить друг у друга прощения за все старые обиды. Разговор завершался поцелуями и низким поклоном. Центральным событием последнего дня были проводы Масленицы. Для этого из соломы и тряпок заранее делали чучело, одевали его в старую женскую одежду, в руки давали блин или сковороду и торжественно проносили его через все село. За селом чучело либо сжигали на костре, либо топили в проруби, либо разрывали на части и разбрасывали солому по полям.

Масленица в литературе и искусстве


Любимый народный праздник нашел отражение в произведениях русской литературы и искусства. Сцена празднования Масленицы есть в начале весенней сказки Островского «Снегурочка», колоритное описание праздника содержится в романе Шмелева «Лето Господне». Музыкальный образ Масленицы представлен в цикле Чайковского «Времена года», опере Римского-Корсакова «Снегурочка» и балете Стравинского «Петрушка». Масленичные игры и катания можно увидеть в живописных полотнах Кустодиева и Сурикова.