Совет 1: Что за праздник Масленица

С языческих времен Масленица считается одним из веселых и любимых в народе праздников. Даже православная церковь ничего не смогла сделать с этим языческим торжеством, ей удалось лишь отменить фиксированную дату ее празднования.

Древние традиции празднования Масленицы

В старые времена Масленица справлялась в день весеннего равноденствия (24-25 марта), знаменуя собой наступление одной из фаз народного земледельческого календаря. Совпадала она и с древнейшими языческими комоедицами – праздником по случаю пробуждения медведя после зимней спячки.

Празднование Масленицы продолжалось в течение недели, каждому дню которой давалось свое название. «Встреча» Масленицы происходила в понедельник. В этот день ее зазывали, поднявшись на возвышение, и нарекали разными шуточными именами. Существует народное предание, рассказывающее о том, как впервые появилась в деревне веселая Масленица.

Отправился однажды мужик в за дровами в лес и увидел там тоненькую девушку, прятавшуюся за сугробами. Позвал он ее с собой в деревню – народ веселить. Пришла за ним девушка следом, да только превратилась по дороге в пышнотелую румяную бабенку с озорными глазами. Она и стала воплощением Масленицы.

Масленичная неделя

Вторник носил название «заигрыши». В этот день повсюду начинались веселые масленичные игры. Воздвигали снежные городки, символизировавшие убежище злой зимы. Для девушек повсюду устанавливали качели. В среду начинали лакомиться обильными масленичными угощениями, а потому она называлась «лакомкой». На четверг приходился самый широкий разгул. Этот день получил название «разгуляй-четверток». В пятницу зятья ходили в гости к тещам, потому и звалась она «тещины вечерки». Суббота – «золовкины посиделки»: невестки приглашали в гости золовок. Кроме того, в субботу разрушались снежные городки. Участники шуточного сражения делились на 2 команды: одна осаждала городок, другая защищала его. Завершалась битва полнейшим разгромом городка.

Однако главным днем масленичной недели было воскресенье, носившее несколько названий, в том числе «проводы Масленицы» и «Прощеный день». Люди как будто начинали новую жизнь и стремились попросить друг у друга прощения за все старые обиды. Разговор завершался поцелуями и низким поклоном. Центральным событием последнего дня были проводы Масленицы. Для этого из соломы и тряпок заранее делали чучело, одевали его в старую женскую одежду, в руки давали блин или сковороду и торжественно проносили его через все село. За селом чучело либо сжигали на костре, либо топили в проруби, либо разрывали на части и разбрасывали солому по полям.

Масленица в литературе и искусстве

Любимый народный праздник нашел отражение в произведениях русской литературы и искусства. Сцена празднования Масленицы есть в начале весенней сказки Островского «Снегурочка», колоритное описание праздника содержится в романе Шмелева «Лето Господне». Музыкальный образ Масленицы представлен в цикле Чайковского «Времена года», опере Римского-Корсакова «Снегурочка» и балете Стравинского «Петрушка». Масленичные игры и катания можно увидеть в живописных полотнах Кустодиева и Сурикова.

Совет 2: Масленица: традиции празднования

Масленица - это языческий и самобытный праздник. Некоторые традиции его празднования дошли и до наших дней.
Так, с началом масленичной недели, практически в каждом доме начинают печь блины. Раньше в тесто добавляли только пшеничную муку и воду. А в настоящее время каких только блинов нет - и сладкие, и с начинкой, и даже блинные торты бывают. Блин олицетворяет солнце, которое все ждут после долгой зимы. Традиция есть блины на Масленицу - означает проглотить кусочек теплого и нежного солнца. Еще одна традиция связана с количеством выпекаемых блинов. Чем больше блинов смогут испечь жители села, тем скорее наступит весна.

Солнце круглой формы, поэтому многие предки считали, что круг обладает магическими свойствами. Отсюда пошла и традиция водить хороводы на Масленицу. Чем шире будет хоровод, тем более жаркое будет солнце, а соответственно, и богаче урожай. Помимо хороводов, молодежь часто запрягала коней и на санях объезжала все село по кругу. Это делалось для того, чтобы весна поскорее пришла в их село.

Еще одним символом солнца считался огонь. Так, в селах жители выбирали самое большое деревянное колесо, поджигали его и катили по дороге до склона, чтобы оно упало в овраг. Тот, кто сможет докатить свое колесо до оврага без падений, будет жить весь год счастливым и в достатке. Еще одна народная примета была связана с весельем на Масленицу. Считалось, что тот человек, который не будет веселиться и участвовать в праздничных розыгрышах, будет несчастен до следующего прихода весны.

Еще одной масленичной традицией стали кулачные бои. А самые смелые победители должны были сражаться с медведем. Ведь, в зимнее время года медведь спит в своей берлоге, а просыпается он только с началом весны. Отсюда и традиция - побороть медведя, разбудить его от сна.

Ну и конечно же, ни одно гулянье на Масленицу не обходилось без сожжения соломенного чучела. В течение всей седмицы чучело, символизирующее Масленицу, возили по всему селу, подносили ему угощения и всячески развлекали. Ведь чучело Масленицы - это не только олицетворение самого праздника, но и злой зимы и смерти. Поэтому в прощальный день его сжигали на ритуальном костре, тем самым прощались с плохим и встречали хорошее.
Видео по теме

Совет 3: Масленица - история праздника

Широкая масленица является самобытным и языческим праздником, который отмечает с древних времен вся Россия.
Масленица - это самобытный русский праздник, который выпадает, как правило, на конец февраля - начало марта. После холодной и темной зимы, все с нетерпением ждут наступления теплой и солнечной весны. Древние предки верили, что весне нужно помочь прийти, для этого устраивались народные гулянья на Масленицу. Одним из символов Масленицы стал языческий бог плодородия и солнца - Ярило. Каждую весну этот бог воскресал, дарил людям солнце и урожай, а к концу осени он умирал.

Само название «Масленица» имеет два варианта происхождения. По первой версии, оно произошло от слова «умаслить». Ведь язычники старались сделать все возможное, чтобы задобрить весну и ускорить ее наступление. По второй же версии это название связано с тем, что перед началом Великого Поста запрещалось употреблять мясо, но разрешалось есть молочные продукты. Основным блюдом в этот период были блины, которые пеклись на масле, отсюда и появилось название «Масленица». Кстати блин также является символом солнца.

Масленицу всегда отмечали в течение семи дней, так как цифра «7» является магической. А язычники верили во все приметы и суеверия. Также этот праздник приходится на неделю перед Великим Постом, и для верующих - это хорошая возможность наесться перед самым строгим испытанием в году. Масленичная неделя носит название «седмица», на этой недели люди прощали друг друга и всяческими способами примирялись. Это была своеобразная подготовка к Великому Посту.

Масленица всегда считалась очень шумным и веселым праздником. Ведь зима для простого народа являлась настоящим испытанием, а приход весны ознаменовался теплом и хорошим урожаем. Поэтому традиционно, русский народ всю неделю жил праздником - ел, пил, в гости ходил, устраивал кулачные бои и плясал. Каждый член деревни принимал активное участие в праздновании Масленицы, отсюда пошло и название «Широкая масленица». Ведь именно так гулял русский народ - широко и раздольно.

Масленица стала традиционным русским праздником, который отмечают не только в деревнях, но и в крупных городах. На протяжении всей седмицы, люди пекут блины и ходят в гости, радуются скорому приходу весны. Прощаться с Масленицей принято в воскресенье. В этот день устраиваются самые масштабные гулянья, которые завершаются сожжением соломенного чучела Масленицы и скорым приходом весны.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500