Что будет, если убрать из автомобиля сцепление с коробкой передач и с коленчатого вала двигателя крутящий момент направить сразу на колеса? Во-первых, не получится добиться плавного трогания с места. Как только заведете двигатель, тут же машина поедет. Во-вторых, при высоких нагрузках (например, при трогании в горку) не получится начать движение. Итак, можно сделать вывод, что сцепление необходимо для разъединения двигателя и коробки передач. Последняя в конструкции применена с целью изменения крутящего момента.

Имеется несколько видов коробок передач:

- механическая, которой управляет водитель, выбор передаточного числа зависит от него;
- автоматическая, переключение скоростей в которой зависит от оборотов двигателя, нагрузки, а также ряда иных факторов.


Но самой распространенной считается механическая. Основной ее плюс – это то, что водитель самостоятельно выбирает передаточное число. Очень полезное качество при движении по бездорожью, снегу, гололеду. А буксировка машины с такой коробкой разрешена на любые расстояния и с любой скоростью (только учитывайте ограничения и требования ПДД).

Механическая коробка перемены передач



Наиболее распространенная, простая и надежная конструкция КПП. Неудобство у нее в том, что приходится при изменении скорости движения самостоятельно производить переключение скоростей. Двигаясь по многокилометровым пробкам, организм очень устает от частого выжимания сцепления. При таком типе движения ресурс блока сцепления также уменьшается.

Конструкция простая, всего два вала – первичный (соединен посредством диска сцепления с коленчатым валом двигателя) и вторичный (соединен с редуктором, установленным на ведущей оси). Наибольшее распространение имеют механические трансмиссии, у которых 4 и 5 режимов работы (не включая реверс, задний ход). Для четырехступенчатой КПП наивысшая четвертая скорость имеет передаточное число 1:1, а все остальные больше единицы.

Что касается пятой скорости, то у нее передаточное число несколько меньше единицы. На ранних стадиях развития автомобилестроения многие коробки дополнялись отдельным повышающим блоком, который включался при достижении определенной скорости. А при падении скорости этот блок выключался. Конечно, не во всех автомобилях это была пятая скорость, в некоторых она была и третьей, и четвертой, в зависимости от конструктивных особенностей штатной КПП.

В большинстве современных автомобилей все передачи синхронизированы, что позволяет включать любую скорость без выполнения «хитроумных» манипуляций. Если нет синхронизаторов, то первичный и вторичный валы двигаются асинхронно. Чтобы произвести переключение передач, нужно выжать сцепление, установить рычаг в нейтральное положение, отпустить и снова выжать сцепление, включить нужную скорость. Синхронизаторы избавляют от таких сложностей и намного упрощают управление автомобилем.