Совет 1: Как правильно заполнять трудовую книжку

Правила заполнения трудовых книжек зафиксированы в специальной инструкции, утвержденной Постановлением Минтруда РФ № 69 от 10 октября 2003 года. Наибольшее количество вопросов среди кадровиков обычно вызывает заполнение сведений о работнике, выполняемой им работе, увольнениях.
Соблюдение правил заполнения трудовой книжки является гарантией соблюдения трудовых и пенсионных прав любого сотрудника, отсутствия споров с работодателем. Соответствующие правила закреплены в специальной инструкции Минтруда РФ, которой следует руководствоваться всем организациям, индивидуальным предпринимателям, другим работодателям. Так, при заполнении сведений о работнике необходимо указывать его полные фамилию, имя, отчество, дату рождения, образование, профессию, специальность. Соответствующие сведения должны быть записаны на основании паспорта, документов о наличии определенного образования, квалификации. Правильность данной записи удостоверяется подписью самого работника, а также кадровика, ответственного за ведение подобных документов.

Как правильно записать сведения о выполняемой работе



В графу 3 раздела «Сведения о работе» должно быть внесено полное наименование организации, в которую принимается сотрудник, а также сокращенное его обозначение, если оно имеется. Под этой записью с простановкой соответствующего порядкового номера указываются сведения о принятии работника в конкретное структурное подразделение с указанием должности (профессии, специальности), а также со ссылкой на конкретный приказ, распоряжение работодателя, на основании которого осуществляется трудоустройство. В этом же разделе под очередными порядковыми номерами фиксируются данные о присвоении сотруднику разряда, категории, вносятся необходимые изменения (например, связанные с переименованием организации).

Как правильно записать сведения об увольнении



Наибольшей сложностью и ответственностью характеризуется внесение записей об увольнении, которые также должны быть зафиксированы в разделе «Сведения о работе». В первой графе указанного раздела фиксируется номер записи, во второй – дата расторжения трудового договора, в третьей – причина увольнения сотрудника, в четвертой – название и реквизиты документа, на основе которого внесены соответствующие сведения (приказ работодателя). При этом заполнение причины расторжения договора должно сопровождаться текстовым описанием соответствующего основания и ссылкой на конкретную статью, пункт Трудового кодекса РФ. Так, при расторжении договора по собственному желанию в третьей графе делается запись следующего содержания: «Уволен по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ».

Совет 2: Как заполнять трудовую книгу

Трудовая книжка – документ, который предназначен для отражения трудовой деятельности служащих, рабочих, сезонных и временных работников. Ведение и хранение трудовых книжек регламентировано несколькими нормативными актами. Но не все специалисты отделов по управлению персоналом знают, как правильно делать записи в таком документе. Требования к его заполнению нужно знать не только инспектору отдела кадров, но и владельцу трудовой книжки для того, чтобы избежать проблем при выходе на пенсию.
Инструкция
1
Заполните первую страницу трудовой книжки. Если там уже есть записи, проверьте их правильность.

1. Фамилия, имя, отчество заполните в соответствии с паспортными данными.

2. Дата рождения запишите арабскими цифрами (например, 19.01.1987).

3. Образование укажите прописью и полностью (например, «среднее профессиональное», «высшее профессиональное»).

4. Специальность запишите в именительном падеже, основываясь на документ об образовании (например, «учитель», «бухгалтер», «экономист»).

5. Укажите дату заполнения трудовой книжки. Она должна быть не позднее 5 дней с даты приема на работу.

6. Поставьте свою подпись разборчиво и расшифруйте ее рядом. Проследите, чтобы владелец книжки проставил свою подпись для подтверждения сведений, которые вы указали.

7. Поставьте печать организации (предприятия), но не отдела кадров.
2
Перед записью о приеме на работу поставьте штамп предприятия с его данными или пропишите их полностью. Теперь заполните графы:

1 графа – номер записи по порядку (он ставится напротив записи о приеме, переводе, увольнении работника, а не – штампа).

2 графа – дата записи арабскими цифрами (она должна соответствовать дате приема, перевода, увольнения и дате составления соответствующего документа (приказ, распоряжение и т.д.), а не тому дню, когда вы заполняете трудовую книжку).

3 графа – сведения о приеме на работу, переводе, увольнении, переименовании отдела или организации без сокращений в соответствии с приказом, распоряжением (например, «уволен в связи с истечение срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 трудового кодекса Российской Федерации»). Если работник уволен, укажите свою должность, поставьте подпись с расшифровкой и печать организации. Обязательно должна стоять подпись владельца книжки, которая свидетельствует о его ознакомлении с записью.

4 графа – основание для записи (приказ, распоряжение, решение общего собрания, протокол), дата арабскими цифрами и номер документа (например, «Приказ от 07.05.2011 г. №133-ок).
3
В «Сведения о награждениях» вносите только записи о государственных наградах и почетных званиях в соответствии с приказами, а также о награждениях почетными грамотами, нагрудными значками, дипломами и т.п., производимыми организацией. В 3 графе запишите кем, за какие заслуги награждается работник и тип награды. Остальные графы заполняются тем же образом, как в «Сведениях о работе».

Денежные премии не вносятся в трудовую книжку.
4
Оформляйте запись в трудовой книжке по совместительству, если этого желает работник. Но это можно делать только в отделе кадров по основному месту работы.
Обратите внимание
1. Не делайте запись о приеме на работу в трудовой книжке ранее, чем через 5 дней после даты приема. Если за это время работник решил расторгнуть трудовой договор, то записи быть не должно.
2. Нельзя продолжать записи о работе в разделе «Сведения о награждениях». Если раздел «Сведения о работе» закончился, специалист по управлению персоналом должен оформить и вшить вкладыш в трудовую книжку.
Источники:
  • Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек"
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500