Общие сведения



Психологические исследования в области педагогики направлены на изучение закономерностей формирования успешного учебно-воспитательного процесса. Исходя из специфики данной педагогической деятельности, планирование исследований осуществляется с учетом возраста испытуемых, а также с разделением начального уровня развития психических процессов ребенка и изменений, которые происходят в психике под влиянием обучения.


Классификация методов психолого-педагогических исследований



Выделяют 4 основных метода:

Наблюдение – наиболее популярный метод в педагогической практике. Представляет собой целенаправленное описание внешнего проявления психических особенностей в деятельности и поведении учащегося. Различают большое количество видов наблюдения. Систематические и несистематические наблюдения выделяются в зависимости от детального плана исследования или отсутствия такового. Сплошное и выборочное наблюдения определяются в зависимости от того, фиксируются все особенности поведения либо определенные параметры. Непосредственное и опосредованное виды применяются в зависимости от того, используются или нет специальные приборы и средства. Включенное и внешнее наблюдения связаны с тем, является ли наблюдатель членом группы, которую он исследует.


Анкетирование - выявление определенных психических качеств человека с помощью специально разработанных вопросов. К достоинствам данного метода относят возможность за короткий промежуток времени провести исследование большой группы людей. Тест – это фиксированный перечень вопросов и заданий, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Для признания тестов достоверными предъявляются строгие требования к надежности и валидности.

Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. В беседе могут быть изучены особенности характера, мотивы поведения, факты биографии и отношение к ним. Выделяют клиническую беседу и целенаправленный опрос. В клинической беседе исследователь стремится получить максимально полную информацию об индивидуально-личностных особенностях испытуемого. Целенаправленный опрос – интервью, которое проводится в строгом соответствии с планом.

Анализ продуктов деятельности - анализ различных материалов и продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности. С помощью этого метода изучаются индивидуально-психологические особенности развития образного мышления. Выделяют биографический метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути, и континент-анализ, где исследователь выделяет и анализирует единицы содержания того или иного материала.