Инструкция
1
По оставшимся в истории воспоминаниям знавших Грозного людей, русский правитель был голубоглазым, имел проницательный взгляд. Посол из Германии Даниил Принц, видевший царя дважды, отмечал, что постоянно бегающие глаза Ивана Грозного тщательно наблюдали за всем вокруг. Иван Васильевич был рыжеват, имел длинную густую бороду, большие усы, а голова, по принятым в те времена обычаям, была выбрита. К середине царствования лицо государя приняло мрачность и угрюмость. Иван Грозный был хорошо сложен, высок ростом и силен. Марко Фоскарино, посол из Венеции, увидев двадцатисемилетнего русского самодержца, записал: «Красив собою».
2
В Средние века при жизни было запрещено писать портреты государей. Облик правителей мог быть запечатлен на иконах, и только в случаях их канонизации. Прижизненным портретом Ивана Грозного некоторые ученые считают изображение на серебряной копейке, найденной археологами. Старинные летописи свидетельствуют о том, что по приказанию Князя Великого Ивана Васильевича на монетах эпохи Средневековья чеканился Князь на коне с копьем в руке.
3
Возможность лучше представить внешний вид московского царя представилась во второй половине двадцатого столетия, когда известный ученый и скульптор М.М. Герасимов при помощи уникальной методики смог восстановить и отразить в скульптуре портрет Ивана Грозного. По мнению антрополога, царь был крупным мужчиной, располневшим в конце жизни, ростом около 180 сантиметров. Облик его тяготеет к западнославянскому типу, который, возможно, достался от матери Елены Глинской. Унаследованные черты внешности со стороны бабки, гречанки Софьи Палеолог, - тонкий нос, с высокими округлыми орбитами глаза. Портрет грозного властителя, представленный ученым, восстанавливался по конкретным признакам черепа, поэтому М. Герасимов ограничивается в своем исследовании чертами лица: брезгливая гримаса на плотно сжатых губах, настороженные мрачные глаза. Создавая бюст, скульптор обращался к портрету Грозного, написанному художником 16 века и давно вывезенному из России, хранящемуся в Копенгагене, а также к письменным документальным источникам.
4
В эпоху Средневековья художники изображали личности на парсунах (в переводе с латинского языка - «персона»), которые мало отличались от икон. Парсуна, на которой в иконописной манере изображен Иван Грозный, хранится в Королевском музее Копенгагена. Именно ею воспользовался антрополог и автор бюста М.Герасимов, воссоздавая в скульптурном изображении русского царя волосы, бороду, усы.
5
Представить облик Ивана IV помогают полотна известных живописцев. Но художники прежде всего стремились передать во внешности характер грозного царя. Например, в портрете, написанном В. Васнецовым, предстает сильная противоречивая личность, запечатленная в истории и народных поэтических преданиях. Режиссеры-постановщики фильмов тоже по-своему оценивают образ Ивана Грозного, его место в истории России.