Инструкция
1
Размышлениям о сущности человеческой агрессии, зарождающейся еще в подростковом возрасте, посвящена антиутопия Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange). Ее главный герой – обаятельный юноша Алекс (эта роль стала одной из первых для Малкольма Макдауэлла) возглавляет молодежную банду, посвятившую себя разбою и насилию. Попав в тюрьму после совершения жестокого убийства, Алекс соглашается подвергнуться лечению, направленному на подавление тяги к насилию. Однако столкновение «исцелившегося» подростка с реалиями окружающего мира, показывает всю несостоятельность проведенного над ним эксперимента.
2
Возможно, лучшим образцом криминальной драмы стал фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» (The Godfather). История мафиозного клана Корлеоне потрясает не столько сценами убийств и насилия, сколько изображением эволюции характера младшего представителя семейства – Майкла (потрясающая актерская работа тридцатидвухлетнего Аль Пачино). На протяжении фильма Майкл Корлеоне проходит путь от доброго и интеллигентного юноши, не желающего соприкасаться с «семейным бизнесом», до жестокого и беспощадного главы клана. Успех фильма побудил его создателей продолжить работу над эпопеей. В результате, на экраны вышли «Крестный отец 2» (The Godfather, Part II), рассказывающий предысторию основателя клана Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро), и «Крестный отец 3» ("he Godfather, Part III), завершающийся картиной страшного возмездия за преступления Майкла.
3
Во многом перекликается с трилогией «Крестный отец» также ставший культовым фильм итальянского режиссера Серджо Леоне «Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America) с Робертом Де Ниро в главной роли. Правда, здесь перед зрителями предстает уже не мафия, а банда уличных гангстеров, чей путь к богатству и благополучию завершается неизбежным крахом.
4
Среди криминальных драм 70-х – 80-х годов 20 века невозможно не упомянуть фильм советского режиссера Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Впервые выйдя на телеэкраны в ноябре 1979 года, он по-прежнему любим миллионами российских зрителей, во многом благодаря блистательному актерскому ансамблю. Два пути к «эре милосердия» (таково оригинальное название романа братьев Вайнеров, положенного в основу фильма) показаны через образы капитана уголовного розыска Глеба Жеглова (блестящая работа Владимира Высоцкого) и его молодого напарника Владимира Шарапова (Владимир Конкин).
5
90-е годы дали рождение криминальным драмам иного типа. Их создатели то усиливают психологизм фильмов, то выдвигают на первый план экзистенциальную тему свободы, а то и позволяют себе иронию в адрес выбранного жанра. В основе оскароносного фильма режиссера Джонатана Демме «Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs) - изощренный психологический поединок между маньяком-людоедом Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс) и юной сотрудницей ФБР Клариссой Старлинг (Джоди Фостер). Кларисса занимается расследованием серии убийств, совершенных другим безумным маньяком, и рассчитывает на то, что Лектер поможет ей понять психологию преступника. Интересно, что персонаж Энтони Хопкинса оказывается так умен и обаятелен, что поневоле вызывает симпатию и у зрителей, и у самой Клариссы.
6
Совершенно другая атмосфера царит в фильме Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» (Pulp Fiction). История похождений двух веселых бандитов Винсента (Джон Траволта) и Джулса (Сэмюэл Л. Джексон) переплетается с рассказом о боксере Бутче Кулидже (Брюс Уиллис), отказавшемся сдать договорной бой. В итоге, возникает причудливое сочетание насилия и иронии. Фильм был удостоен Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля.
7
И, наконец, фильм «Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption) режиссера Фрэнка Дарабонта, который возглавляет почти все рейтинги криминальных драм. История, начинающаяся как традиционный рассказ о страшных тюремных порядках, неожиданно превращается в философскую притчу о свободе, мечты о которой удается воплотить в жизнь несправедливо осужденному Энди Дюфрейну (Тим Роббинс) и его другу и сокамернику Эллису Бойду (Морган Фримен).