Совет 1: Что такое вирус Эпштейна - Барр

Вирус Эпштейн-Барр (ВЭБ) является одной из наиболее часто встречающихся инфекций в мире. Заражение, вызываемое данным вирусом, может переходить от одного человека к другому через слюну, пищу или воду. Вирус вызывает мононуклеоз и другие серьезные заболевания. В то же время большинство людей могут заразиться инфекцией, однако так и не проявлять никаких симптомов.

Симптомы

Симптомы заражения ВЭБ включают в себя усталость, жар, боль в горле, воспаление лимфатических узлов шеи, увеличение селезенки и печени в размерах, а в некоторых случаях и сыпь. При заражении в детском возрасте вирус не проявляет особых признаков и ничем не отличается от других простудных и инфекционных заболеваний. Симптомы ВЭБ обычно возникают у подростков и взрослых. Срок лечения болезни в среднем составляет 2-4 недели, однако некоторые люди могут чувствовать последствия перенесенного недуга еще несколько недель или даже месяцев до полного выздоровления.

Передача заболевания

ВЭБ способен существовать только в водной среде. Чаще всего возбудителя заболевания можно найти в слюне, однако иногда инфекция способна передаваться через кровь или сперму во время секса, переливания крови или пересадки органов. Иногда вирус остается на зубных щетках или стаканах для питья воды. ВЭБ живет, пока объект, на котором он находится, имеет достаточное количество влаги. После попадания в организм заболевание остается неактивным в течение нескольких недель и даже месяцев, однако оно может передаваться другим людям. Острый период инфекции может начаться при снижении иммунитета человека.

Диагностика и лечение

Диагностика ВЭБ является затрудненной, поскольку симптомы заболевания не отличают его от других инфекционных поражений. Наличие вируса может быть подтверждено при помощи анализов крови, на которых будут заметны вырабатываемые организмом антитела. У 90% взрослых людей болезнь сопровождается сильной иммунной реакцией, которая сигнализирует о том, что тело человека на данный момент пытается противостоять инфекции.

Не существует вакцин для предотвращения заражения ВЭБ. Единственный способ защиты – не целоваться с зараженным человеком и не пить из его стакана или кружки. В целях профилактики также не рекомендуется использовать зубную щетку носителя инфекции.

Целенаправленное лечение вируса в медицинской практике применяется довольно редко, поскольку в большинстве случаев организм способен подавить его активность при помощи иммунитета. Для наиболее эффективного лечения следует пить большое количество воды, свести к минимуму физическую активность и принимать обезболивающие лекарства и жаропонижающие препараты. В случае возникновения иммунодефицита врач может назначить противовирусную терапию с применением таких лекарств, как «Ганцикловир» или «Валганцикловир».

Совет 2: Вирус Эпштейна Барр – лечение и сведения о нем

Вирус Эпштейна-Барр является представителем семейства герпесвирусов. Почти 90% населения планеты являются носителями активной или латентной его формы, так как вирус не поддается полному уничтожению. Чаще всего инфицирование происходит в детском возрасте.

Как передается вирус Эпштейна-Барр

Вирус Эпштейна-Барр был открыт и описан в 1964 году английскими вирусологами Майклом Эпштейном и Ивонной Барр. В отличие от других герпесвирусов, его геном имеет около 85 протеинов. Для сравнения: вирус простого герпеса имеет чуть больше 20 протеинов. Инфекционный агент представляет собой сферический капсид, в котором находится генетическая информация. На его поверхности находится значительное количество гликопротеинов, необходимых для прикрепления к поверхности клетки и введения внутрь ее ДНК. Подобный механизм заражения достаточно эффективен.

После попадания на поверхность слизистых вирус проникает в клетку и начинает размножаться. Наиболее часто он передается при поцелуях, поскольку наибольшее его количество находится в клетках эпителия, расположенных около слюнных желез. Также вирус Эпштейна-Барр передается воздушно-капельным путем, при пересадке костного мозга, при переливании крови.

Главной группой риска являются дети, имеющие возраст от 1 года, когда они уже начинают общаться с другими детьми. У детей до 3-х лет заражение зачастую происходит бессимптомно. У школьников и подростков развиваются болезни, вызываемые вирусом: инфекционный мононуклеоз, ВЭБ-инфекция, синдром хронической усталости и др. Случаи появления последствий инфицирования вирусом у людей в возрасте от 35-40 лет и пожилых людей не зафиксированы.

Лечение вируса Эпштейна-Барр

В настоящее время специфических средств терапии инфекции Эпштейна-Барр не существует. При наличии сильного иммунитета ее симптомы проходят без последствий. При осложненном течении назначают противовирусные препараты («Ацикловир» или «Зовиракс»). Детям в возрасте до 2-х лет в сутки дают по 200 мг, детям от 2-х до 6-ти лет - по 400 мг, детям, имеющим возраст от 6-ти лет - по 800 мг. Лекарство дают 4 раза в день в течение 7- 10 дней.

В комплексном лечении используют лекарства интерферонового ряда, например, «Виферон» в форме ректальных свечей. «Виферон-1» назначают детям, имеющим возраст до 7 лет, в дозе 150 000 МЕ (2 р. в день), «Виферон-2» - детям от 7 до 12 лет в дозе по 500 000 МЕ (дважды в день), «Виферон-3» детям старше 12-ти лет и взрослым по 1 000 000 МЕ (дважды в день). Препарат используют в течение 10-ти дней.

Дополнительно назначают индукторы интерферона: «Циклоферон», «Арбидол». Также используют препараты, содержащие иммуноглобулин человека («Полиоксидоний»), иммуномодуляторы («Ликопид»). С целью терапии хронической активной инфекции используют рекомбинантные альфа-интерфероны: «Роферон-А», «Интрон-А», «Реаферон-ЕС».
Видео по теме

Совет 3: Симптомы и диагностика мононуклеоза

Инфекционный мононуклеоз – болезнь, вызываемая вирусом Эпштейна-Барр, относящимся к вирусам герпеса. Он также называется болезнью Филатова, моноцитарной ангиной, доброкачественным лимфобластозом.
В большинстве случаев такое заболевание, как мононуклеоз поражает детей и подростков. Вирус Эпштейна-Барр находится в организме многих людей в дремлющем состоянии и активизируется при ослаблении иммунитета, например, после перенесенной болезни, операции. Каковы симптомы мононуклеоза и как можно его диагностировать?

Симптомы мононуклеоза

Начало развития болезни сопровождается ощущением легкого недомогания, слабостью, болями в голове, мышцах и суставах. Может незначительно повыситься температура. Увеличиваются лимфатические узлы.

Через несколько дней состояние больного значительно ухудшается. Температура может повыситься до 39-40оС, причем такие повышения чередуются со спадами, несколько раз в течение суток. Лимфатические узлы значительно увеличиваются, могут стать болезненными. Особенно характерно это для угловых челюстных и задних шейных узлов. Миндалины воспаляются, покрываясь рыхлым бело-желтым налетом.

У заболевшего человека ухудшается сон, возникает тошнота, боль в брюшной полости, часто сопровождаемая диареей. Также может открыться рвота. При поражении селезенки она увеличивается, может стать болезненной. В отдельных случаях на коже появляются высыпания, исчезающие через несколько суток.

Мононуклеоз, в зависимости от того, ткани какого органа поражены, может вызвать попутные заболевания. Например, он нередко приводит к пневмонии, воспалению оболочки глаз, ухудшает состав костного мозга и т.д.

Однако мононуклеоз может протекать не только с вышеописанными симптомами, но и в нетипичной форме, когда эти симптомы выражены слабо или вовсе отсутствуют. Именно поэтому диагностировать заболевание нередко удается уже в запущенной форме.

Как диагностируют мононуклеоз

Диагностика этой болезни включает в себя как общий осмотр и анализ жалоб пациента, так и специфические исследования. К этим исследованиям относится анализ крови (моноспот-тест), который позволяет исключить другие болезни, вызывающие схожие симптомы. Диагноз инфекционного мононуклеоза подтверждается при обнаружении атипичных мононуклеаров (клеток, у которых неестественно увеличены ядра) и увеличении числа лимфоцитов. Также диагностика возможна при серологическом исследовании, когда выявляются специфические антитела. Чтобы быстрее избавиться от заболевания, необходимо при первых симптомах обратиться к врачу.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500