Инструкция
1
Самым важным условием для создания стихотворения считается вдохновение. Можно, конечно, волевым усилием заставить себя сесть за письменный стол и попробовать написать несколько четверостиший. Но чаще всего поэтические образы приходят в голову поэта не под влиянием целенаправленного усилия или волевой установки, а в редкие моменты душевного подъема. Далеко не каждому удается сочинять стихи в соответствии с планом.
2
Из каких источников авторы черпают вдохновение? Для некоторых это может быть общение с природой или прослушивание любимых музыкальных произведений. Кому-то требуется резкая смена обстановки или бурные романтические отношения. Необычные впечатления, встречи с новыми людьми часто также становятся внутренним материалом для творчества. Остается лишь уловить особое настроение, подобрать правильные слова и соединить их в рифмованные строки.
3
Однако рифма вовсе не является обязательным атрибутом стихотворного произведения. Для создания ритмичности поэты нередко используют особые стихотворные размеры, отличающиеся чередованием ударных и безударных слогов. Как правило, состоявшегося автора легко распознать по сложившемуся стилю подачи материала, который всегда является индивидуальным. Характерный пример – творчество Владимира Маяковского, чьи стихи можно узнать по особому строю и ритму.
4
Неповторимый ритмический рисунок стихотворения появляется не по мановению волшебной палочки. Чтобы даже самое короткое произведение расцвело и заиграло красками, авторы подолгу оттачивают каждую фразу, переставляют слова и строки в четверостишиях, добиваясь идеального звучания и музыкальности. Нередко на доведение стихотворения до окончательного вида требуются дни, а то и месяцы. Бывает, что после такой переработки произведение полностью утрачивает первоначальный облик.
5
В поисках одного единственного слова поэты могут проводить целые часы. Очень часто бывает, что подсказка приходит в минуты отдыха, когда человек переключается на другие дела или погружается в сон. Замечено, что наиболее яркие образы у стихотворцев возникают в первые минуты после пробуждения. В этот момент важно успеть ухватить новую идею или рифму и закрепить ее на бумаге. Маленький блокнот для заметок – непременный атрибут автора, который всегда полезно иметь под рукой.
6
Возможен, конечно, и другой стиль работы, когда стихотворение в своей законченной форме рождается за считанные минуты и после этого уже не меняется. Но писать стихи на одном дыхании могут лишь поистине талантливые поэты. Даже Пушкин часто откладывал новое стихотворение в письменный стол и дожидался, когда восприятие станет свежим. Он мог вернуться к работе над произведением лишь через несколько дней, после чего правил и дорабатывал отдельные строки, доводя их до совершенства.
7
Завершающий этап работы над стихотворением – его шлифовка. Очень важно всесторонне оценить результат творчества, прослушать его звучание. Многие известные поэты читали свои новые стихи близким людям, чтобы узнать их мнение. Взгляд со стороны помогает увидеть огрехи и сгладить шероховатости. Когда получены первые отзывы, можно с уверенность утверждать, что стихотворение удалось или, наоборот, нуждается в полной переделке.