Самым сложным для любого исследователя, задавшегося целью отобрать из классики кино только фильмы о любви, станут поиски таковых в советских и латиноамериканских работах. Не то, чтобы в советских республиках или в странах Южной Америки не снимали подобного рода фильмы, вовсе нет, совсем наоборот, но в классику кинематографа попали лишь единицы из отснятого за несколько десятилетий. Другая сложность – сделать выбор из картин, созданных в Европе или США. Там таких сотни. Влияет ли политическая и экономическая конъюнктура на создание фильмов-шедевров о любви? Да. Поэтому именно для советских фильмов сделано исключение из заявленных выше правил: здесь представлено не три, а четыре советских фильма о любви, ставших классикой кино.

Советские фильмы



«Летят журавли» (режиссер Михаил Колотозов, 1957). В светлую и счастливую историю любви Бориса (Алексей Баталов) и Вероники (Татьяна Самойлова) врывается соперник, которому противостоять почти невозможно – война. Соперник этот победил их жизни, но чувства разрушить так не смог. Для съемок фильма выдающийся советский оператор Сергей Урусевский придумал ряд технический решений, ставших классикой операторского искусства. Фильм – Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.


«Человек-амфибия» (режиссеры Владимир Чеботарёв и Геннадий Казанский, 1961). Прекрасный странный юноша Ихтиандр (Владимир Коренев) с первого взгляда влюбляется в красавицу Гутиэре (Анастасия Вертинская). Казалось бы их должна ожидать романтическая и сказочная история любви, но этой истории приходится вступить в противостояние со всем пошлым и ужасным, что есть на Земле среди людей.

Подводные съемки, осуществленные во время работа над картиной, стали для своего времени техническим прорывом для всего мирового кинематографа. Фильм имеет награды: приз «Серебряный парус» на фестивале фантастических фильмов в Триесте (Италия, 1962), II приз «Серебряный космический корабль» на I МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте (1963).

«Журналист» (режиссер Сергей Герасимов, 1967). История, рассказанная в фильме и простая и сложная одновременно: на поверхности – любовь столичного журналиста к провинциальной чистой девушке на фоне исполнения производственного долга. Но уникальность эта фильма в том, что он абсолютно нетипичен. Нетипичен для своего времени, нетипичен для создавшего его режиссера Сергея Герасимова и в плане привнесения документального киноязыка в художественное кино, и по затронутым в нем темам: от эротизма и страсти, которую испытывают герои друг к другу, до актуальной и неутихающей дискуссии и по сию пору о современном искусстве. Фильм получил Большой приз Московского международного кинофестиваля (1967).

«Москва слезам не верит» (режиссер Владимир Меньшов, 1979). История девушки Кати (Вера Алентова), приехавшей из провинции в столицу страны, влюбившейся, обманутой любимым, и, несмотря на все перипетии, добившейся в жизни почти всего, чего мог пожелать советский человек – образования и карьеры, но оставшейся одинокой Пока вдруг… Волшебное вдруг однажды в вечерней электричке привело в ее жизнь новую и прекрасную любовь в лице Гоги, он же Гоша, он же Георгий (Алексей Баталов). За всю историю советского кинематографа это четвертый и последний фильм, который получил приз американской киноакадемии «Оскар» (1981).

Латиноамериканское кино



«Генералы песчаных карьеров» (The Sandpit Generals, режиссёр Холла Бартлетта, 1971). В логово беспризорников, живущих в дюнах на окраине Рио-де-Жанейро, попадает юная девушка Дора (Тиша Стерлинг) и ее малолетний брат. Девушка становится и матерью и сестрой обездоленным подросткам, а одному из старших беспризорников и возлюбленной. Такой любви – в различных ее ипостасях, - какой пронизана вся картина, не так уж и много в мировом кинематографе. Фильм производства США, но большая часть творческой группы – от актеров, многие из которых настоящие бразильские беспризорники, до оператора, композитора и режиссера – бразильцы, поэтому мир воспринимает эту картину как бразильскую. Награды: Премия VII Московского кинофестиваля (1971). В СССР фильм стал лидером кинопроката 1974 года.

«Дона Флор и два ее мужа» (Dona Flor e Seus Dois Maridos, режиссер Бруну Баррету, 1976). Юная Флор (Соня Брага), наплевав на советы, выходит замуж по большой и чистой любви за повесу Валдомиро (Жозе Вилкер) совершенно справедливо прозванного Гулякой. Он и умирает-то в расцвете лет после очередной своей гулянки. Юная вдова на этот раз решает поступить правильно и выходит замуж по расчету за асексуального аптекаря. Но на ее счастье умерший муж совсем не собирается оставить свою жену в покое. Фильм номинировался на «Золотой глобус» (1979) как лучший иностранный фильм, а актриса Соня Брага была номинирована на премию BAFTA как открытие года (1981).

«Опаленные страстью / Как вода для шоколада» (Como agua para chocolate, режиссер Альфонсо Арау, 1991). Двоим страстно влюбленным молодым людям Тито и Педро по воле матери Тито не суждено было пожениться. Мать обрекла младшую дочь на роль своей личной прислуги и кухарки. Но однажды, через годы… Однажды Тито и Педро сольются в единое целое навсегда. Награды: премии «Ариэль» Мексиканской киноакадемии, номинации на «Золотой глобус» (1992) и премию BAFTA (1992).

Американское кино



«Унесенные ветром» (Gone With The Wind, режиссера Виктор Флеминг, 1939). Судьба юной и стойкой южанки Скарлетт о’Хара (Вивьен Ли) и брутального красавца Ретта Батлера (Кларк Гейбл) не старея, вот уже 75 лет волнует сердца кинозрителей. На долю героев выпадет слишком много: война, смерти, разруха, вновь обретенное благополучие, иллюзии и недопонимания, но они будут стремиться друг к другу несмотря ни на что – даже на собственные непростые, взрывные южные характеры. Для своего времени в фильме много технических новинок и он является первым цветным фильмом в истории кино. Награды: восемь премий «Оскар», а также еще пять номинаций (1939).

«Касабланка» (Casablanca, режиссер Майкл Кёртис, 1942). История жертвенной, страстной и несчастной любви мужчины к женщине. И женщины к мужчине. Драма разыгрывается на фоне войны и опасностей в жарком и душном, нейтральном городе Касабланка. А с учетом того, что главные роли в этом фильме исполняют прекрасная и манкая Ингрид Бергман и великий Хамфри Богарт, то совершенно неудивительно, что фильм не стареет. Награды: три премии «Оскар» в категориях «лучший фильм», «лучший режиссёр» и «лучший сценарий» (1944). В 2006 году Гильдия сценаристов США единогласно признала сценарий «Касабланки» лучшим в истории кинематографа.

«Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany's, режиссер Блэйк Эдвардс, 1961). История встречи и влюбленности молодого писателя Джорджа Пеппарда (Пол Варжак) и юной, взбалмошной, ранимой прожигательницы жизни Холли. Этот фильм – один из самых романтичных на земле, а Одри Хепберн в роли Холли – одна из самых непревзойденных актрис мира. Награды: две премии «Оскар» (1962), премия «Давид ди Донателло» Одри Хепберн (1962), премии «Грэмми» и Гильдии сценаристов США (1962).

Европейское кино



«Дорога» (La Strada, режиссер Федерико Феллини, 1954). Здесь жертва влюбляется в своего палача. Здесь нежность и хрупкость встречается с грубостью и предательством. Здесь Жизнь – это бесконечная Дорога, преодолеть которую оказалось не под силу маленькой и хрупкой женщине-циркаче Джельсомине (Джульетта Мазина). И идти по которой все еще предстоит тому, кто слишком поздно осознал, что встретил единственную в мире – брутальному силачу Дзампано (Энтони Куинн). Фильм – ярчайший образец неореализма. Награжден Серебряным Львом Венецианского кинофестиваля (1954), премиями «Оскар» (1957) и «Бодил» (1956).

«Мужчина и Женщина» (Un homme et une femme, режиссер Клод Лелуш, 1966). Двое рано овдовевших людей случайно встречаются на железнодорожное перроне. Когда Женщина (Анук Эме) опоздает на поезд, Мужчина (Жан-Луи Трентиньян) просто вызовется подвезти ее домой. У обоих дети. Она – прекрасная мать. Он – прекрасный отец. Спутницей их моментального, спокойного, чистого и трепетного, но и страстного чувства станет Дорога. Награды: «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля Клоду Лелушу (1966), Приз Международной кинематографической католической организации (OCIC) Клоду Лелушу (1966), две премии «Оскар» (1967), две премии «Золотой глобус» (1967), премия BAFTA Анук Эме (1968).

«Последнее танго в Париже» (Ultimo Tango a Parigi, режиссер Бернардо Бертолуччи, 1972). Появившись в начале семидесятых, этот фильм порвал шаблоны мировоззрения: насколько допустимо и возможно ли вообще остаться в границах художественности, выпуская столько откровенно эротическое кино, зыбко балансируя на грани пристойного? Это фильм тайна. Это фильм – страстное, почти убийственное танго двух одиноких, незнакомых людей, которых притягивает друг к другу общая, необъяснимая, животная одна на двоих страсть.

Но ни Он, ни Она (Марлон Брандо и Мария Шнайдер) так и не смогли пройти путь от поглощающей страсти до настоящей всепоглощающей любви. Только учуяв ее зарождение, Он все разрушил. Награды: специальная премия «Давид ди Донателло» Марии Шнайдер (1973), приз «Серебряная лента» как лучшему режиссёру Бернардо Бертолуччи (1973), премия Национального общества кинокритиков США как лучшему актёру Марлону Брандо (1974).