Совет 1: Как происходит пищеварения в желудке

Под желудочным пищеварением понимают механическую и химическую обработку попавшей в организм пищи. Этому процессу предшествует пищеварение в ротовой полости.
Инструкция
1
Пища может находиться в желудке до десяти часов. Она попадает в него в виде пищевого комка, и начинается его разжижение желудочным соком. Мускулатура стенок желудка сокращается, что способствует измельчению пищи и последующей ее эвакуации в кишечник.
2
В желудке происходит гидролиз белков, жиров и углеводов. Под гидролизом понимается процесс взаимодействия веществ с водой, результатом которого становится образование новых соединений. Гидролиз белков – одна из главных пищеварительных функций желудка.
3
Белки подвергаются воздействию соляной кислоты, набухают и разрыхляются. Это делает их более уязвимыми для пищеварительных ферментов, молекулы белка «ломаются». Результат белкового гидролиза получается объемным и потому не всасывается в желудке.
4
Для переваривания углеводов требуется всего 40 минут. Этот процесс начинается под воздействием ферментов слюны, амилазы и мальтазы. Они активно действуют в щелочной среде ротовой полости, пропитывая пищу. С поступлением пищевого комка в кислую желудочную среду их активность останавливается. Дальнейшее переваривание углеводов будет происходить в кишечнике.
5
Жиры почти не перевариваются в желудке, хотя в желудочном соке имеется расщепляющий жиры фермент. Однако для активного функционирования этого фермента необходим особый кислотно-щелочной баланс, который нереализуем при процессе пищеварения. В результате активность его невелика, он расправляется только с эмульгированными молочными жирами.
6
При желудочном переваривании происходит процесс секреции желудочного сока. Он имеет три фазы. Первая из них начинается с раздражения рецепторов ротовой полости, слуха и обоняния.
7
Желудочный сок начинает выделяться через 2-3 минуты при виде пищи или вдыхании ее запаха, а также при реализации других раздражителей. Такими раздражителями могут служить звон столовых приборов, хлопанье дверцы холодильника, звук расставляемой посуды.
8
Во второй фазе пища уже проникла в желудок, пищевой комок возбуждает рецепторы желудка. Начинается выделение пищеварительных ферментов, активность процессов пищеварения с течением времени снижается.
9
По мере перехода пищевого комка в жидкое состояние, небольшие порции пищевой массы перемещаются в кишечник. При этом происходит расслабление сфинктера между желудком и кишечником. Попадание же пищевой массы в кишечник провоцирует его сжатие до полного выведения ее наружу.

Совет 2: Как происходит пищеварение

Пищеварение человека – сложный процесс химической переработки и усвоения пищи, в ходе которого происходит расщепление питательных веществ, всасывание их в кровь, снабжение клеток энергией и выведение продуктов распада.

Органы пищеварения

К органам пищеварения относится весь желудочно-кишечный тракт: ротовая полость (включая зубы и язык), глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник. Слаженная работа пищеварительной системы регулируется вспомогательными органами. К ним относятся слюнные железы, поджелудочная железа, желчный пузырь и печень: они выделяют необходимые для пищеварения ферменты, гормоны и другие вещества.

Пищеварение человека

Процесс пищеварения начинается в ротовой полости. С помощью зубов и языка пища предварительно обрабатывается, измельчается, смачивается слюной. В слюне содержится фермент амилаза, с помощью которого начинается процесс переваривания углеводов, содержащихся в пищевом комке. Пережеванная и смоченная слюной пища преобразуется в химус – пищевой комок, который продвигается по пищеводу в желудок.

В желудке пища смешивается с желудочным соком, который представляет собой раствор соляной кислоты и смесь ферментов-пепсинов. Основная их функция заключается в начальном расщеплении белковых молекул до аминокислот. Далее пищевой комок попадает в тонкую кишку, которая состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишки. В двенадцатиперстной кишке находятся выводные протоки поджелудочной железы и желчного пузыря, через которые в просвет кишки поступают желчь и ферменты.

Ферменты поджелудочной железы (липаза, амилаза, трипсин, химотрипсин и другие) расщепляют белки до аминокислот, жиры до жирных кислот, а сложные углеводы – до простых. Также поджелудочная железа секретирует гормоны – инсулин и глюкагон, координирующие углеводный обмен. Желчь содержит желчные кислоты, холестерин и фосфолипиды. Основная функция желчи заключается в расщеплении и переваривании жиров, поступивших с пищей. Сама тонкая кишка также секретирует собственные ферменты. Это различные пептидазы, продолжающие процесс расщепления белков; сахараза, мальтаза, лактаза для расщепления углеводов; и липаза – для расщепления жиров.

Таким образом, в тонкой кишке происходит всасывание всех питательных веществ, прошедших сложный путь расщепления (белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ). Тонкая кишка – основной орган, в котором переваривается пища. Стенка кишки состоит из микроскопических ворсинок, которые являются «воротами» между просветом кишки и кровеносными капиллярами. Через них питательные вещества попадают прямиком в кровь.

Дальнейшее пищеварение осуществляется в толстом кишечнике под действием «полезных» бактерий, населяющих ее просвет. В толстой кишке происходит всасывание воды и электролитов. Непереваренные частицы пищи с помощью перистальтики подвигаются к прямой кишке и экскретируются из организма.

Совет 3: Что такое взаимодействие органов пищеварения

Пищеварительные органы отвечают за расщепление и усваивание пищи, что позволяет получить необходимые питательные вещества для активной жизнедеятельности. Органы пищеварения – это ряд взаимодействующей системы, от правильной работы которой зависит здоровье человека.

Взаимодействие органов пищеварения – это взаимодополняющая функция по перевариванию пищи. Если нарушается работа одного органа, это влечет за собой сбой в работе всей пищеварительной системы, человек недополучает необходимых для жизнедеятельности белков, жиров, углеводов и витаминов, что неизбежно приводит к различным заболеваниям.

Пищеварительный процесс начинается во рту, где пища пережевывается, обрабатывается необходимым количеством слюны, которую выделяют слюнные железы, поступает в глотку, из которой проталкивается в пищевод и желудок. Слюна имеет богатый ферментный состав, необходимый для полноценного пищеварения.

В желудке пища обрабатывается соляной кислотой и пепсиногеном, это позволяет подготовить белки, жиры и углеводы к расщеплению. Из желудка подготовленная пища поступает порциями в тонкую кишку, богатую кровеносными сосудами, которые несут расщепленную пищу через портальную вену к печени для обработки желчью. Также немаловажную роль играет поджелудочная железа и перистальтика желудочно-кишечного тракта.

Если происходит сбой в работе одной из систем, то пищеварение нарушается. Недостаточно обработанная пища в ротовой полости поступает кусками в желудок, он не справляется с работой, начинается изжога, отрыжка.

Если болит желудок, то происходит недостаточная обработка ферментами или соляной кислотой, что, в свою очередь, влечет за собой заболевание кишечника, в который поступает нерасщепленная пищи.

При заболеваниях печени пища не обрабатывается желчью, также печень не может обезвредить вредные вещества, поступающие в организм. Это провоцирует общее отравление организма. Человек чувствует слабость и разбитость.

При заболеваниях кишечника нарушается перистальтика, в организме нарушается естественная очищающая функция. Организм отравляется продуктами распада.

Только слаженная работа всех органов пищеварительной системы гарантирует хорошее самочувствие.

Видео по теме

Совет 4: Какие ферменты участвуют в пищеварении

Ферменты главную роль в химической переработке пище, они вырабатываются в желудке, слюнных железах, кишечнике и поджелудочной железе. Существует огромное количество различных пищеварительных ферментов, однако у них у всех есть ряд общих свойств.
Инструкция
1
Каждому ферменту присуща высокая специфичность. Это означает, что он катализирует только одну реакцию или действует только на один тип связи. Высокая специфичность ферментов пищеварения обеспечивает тонкую регуляцию жизненно важных процессов в клетке и организме в целом.
2
В живом организме все процессы прямо или косвенно осуществляются при участии ферментов. Под действием ферментов пищеварения составные компоненты пищи (белки, липиды и углеводы) расщепляются до более простых соединений. Нарушение активности или образования ферментов приводит к появлению тяжелых заболеваний.
3
Ферменты, которые называют липазами, расщепляют жиры, амилазы — углеводы, а протеазы — белки. К протеазам относят: трипсин и химотрипсин, химозин желудка, пепсин, эрепсин и карбоксипептидазу поджелудочной железы. Среди амилаз присутствует мальтаза слюны, лактаза, а также амилаза и мальтаза поджелудочного сока.
4
Ферменты состоят из нескольких пептидных цепей, как правило, они обладают четвертичной структурой. Помимо полипептидных цепей, ферменты могут включать в себя небелковые структуры. Апоферментом называют белковую часть, а кофактором или коферментом — небелковую. Если небелковая часть представлена анионами или катионами неорганических веществ ее считают кофактором. В том случае, если она представляет собой низкомолекулярное органическое вещество, небелковая часть является коферментом.
5
Механизм действия ферментов можно объяснить при помощи теории активного центра. Согласно данной теории в молекуле фермента есть участки, в которых происходит катализ за счет тесного контакта между молекулами фермента и специфического вещества, его называют субстратом. Активным центром может быть отдельная или функциональная группа. Как правило, для каталитического воздействия необходимо сочетание нескольких аминокислотных остатков, расположенных в определенном порядке.
6
Химическое строение активного центра фермента позволяет ему связывать только определенный субстрат. Остальные аминокислотные остатки, входящие в состав крупной молекулы фермента, обеспечивают ей глобулярную форму, которая необходима для эффективной работы активного центра.
7
Ферменты становятся активны при определенных значениях pH среды. Например, фермент пепсин активен только в кислой среде, а липазы — в слабощелочной. Ферменты могут действовать только в узком интервале температур от 36 до 37°С, за его пределами их активность резко снижается, при этом процесс пищеварения нарушается.
Видео по теме
Источники:
  • Биология, пищеварение
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500