Что такое галактика

Галактика – это гигантская космическая система, состоящая из огромного количества звезд и звездных скоплений. Кроме них в состав галактик входят также газопылевые облака и туманности, нейтронные звезды, черные дыры, белые карлики и темная материя – невидимый и неизученный компонент, на долю которого приходится 70% всей массы вселенной.

Все объекты связаны между собой силами гравитации и находятся в постоянном движении вокруг общего центра. Существует мнение, которое в последнее время все чаще подтверждается научными исследованиями, что в центре большинства, а может быть и всех галактик, находятся сверх массивные черные дыры. Учитывая теорию расширения вселенной, ученые сделали вывод, что веществом, из которого более 12 млрд лет назад сформировались галактики, стали газопылевые туманности.

Классификация галактик

Сегодня известны 3 класса галактик: спиральные или дисковые, эллиптические и иррегулярные или неправильные. Спиральные – наиболее часто встречающийся тип галактик. Со стороны они выглядят как плоские диски, на фоне которых выделяются один или несколько рукавов, закручивающихся относительно центральной области. Такие галактики включают звезды разного возраста. Спиральные рукава выделяются за счет голубого свечения большого количества молодых звезд в них располагающихся. Некоторые из этих систем имеют в центре звездную перемычку, от которой и отходят спиральные рукава.

Эллиптические галактики в подавляющем большинстве случаев имеют красно-оранжевый спектр свечения, поскольку состоят в основном старых звезд. Некоторые из них имеют почти идеально круглую или слегка сплюснутую форму. В таких галактиках звезды довольно компактно располагаются вокруг общего центра

К иррегулярным или неправильным относится около четверти всех известных систем. Они не имеют ярко выраженной формы и вращательной симметрии. Предполагается, что некоторые неправильные системы возникли в результате столкновения или близкого прохождения относительно друг друга спиральных или эллиптических галактик. В результате гравитационного взаимодействия их структура была нарушена. В некоторых неправильных системах ученые обнаружили остатки прежних галактических структур.

Еще одна гипотеза – некоторые из неправильных систем еще очень молоды, их галактические структуры просто не успели сформироваться.

Млечный Путь

Солнечная система вместе со всеми входящими в ее состав планетами относится к галактике Млечный Путь. Это первая из открытых человеком галактик. Млечный Путь виден из любой точки земной поверхности в виде не яркой дымчатой полоски. Ученые считают, что в его состав входит от 200 до 400 млрд звезд.

Млечный Путь – галактика спирального типа. Если бы земляне могли взглянуть на него со стороны, то увидели бы довольно тонкий – толщиной всего несколько тысяч световых лет – диск, диаметр которого превышает 100 000 световых лет. Большая часть звезд расположена внутри этого основного дискообразного тела галактики.

В центральной части системы находится галактическое ядро, состоящее из огромного количества старых звезд. Согласно последним данным в центре галактического ядра находится сверх массивная - и возможно даже не одна - черная дыра. За центральной областью расположено газовое кольцо, являющееся зоной активного звездообразования.

Полвека назад ученые установили, что Млечный Путь имеет 4 основных спиральных рукава отходящих от газового кольца. Это зоны высокой плотности, где также происходит образование новых звезд. Совсем недавно был обнаружен еще один рукав, отдаленный от центральной области. Скорость движения звезд по галактическим орбитам отличается от скорости движения спиральных рукавов и уменьшается по мере отдаления их от центра системы.

Солнце находится на расстоянии 28 000 световых лет от центра галактики. Полный оборот вокруг центральной области оно делает за 250 миллионов лет.