Совет 1: Как наказывают родители

Воспитание детей - нелегкий процесс, во время которого взрослые применяют наказания. Любые из методов имеют определенные последствия. Психологи выделяют несколько основных видов наказаний.

Открытая агрессия

Воздействие на детей через агрессию практикуется в течение столетий. При этом она может быть разных видов.

Физическая агрессия предполагает нанесение телесных наказаний. Ребенок боится боли от удара, у него формируется условный рефлекс к замаху родителя. Такие действия всегда унижают личность маленького члена семьи. Доказано, что дети, которые систематически подвергались физическим наказаниям, более склонны к насилию.

Существует также агрессия вербальная. Она исключает избиение, но родители наказывают в этом случае через упрек и осуждение. Личность ребенка постоянно подвергается негативной оценке. Дети, испытавшие этот вид воспитания на себе, страдают от низкой самооценки и повышенного уровня тревожности.

Повышение голоса и выражение гнева через крик – еще один вид открытой агрессии. Нервные срывы родителей способствуют развития у ребенка комплекса неполноценности. Кроме того, впоследствии он теряет страх перед старшими, перестает на них реагировать, так как привыкает к крику.

Более лояльные виды наказаний

Ограничение свободы передвижения служит одним из самых частых примеров того, как наказывают родители своих отпрысков. Многих детей в качестве наказания ставят в «угол», запирают в комнате, запрещают гулять. Ребенок обижается на это, чувствует себя беспомощным. Его зависимость от взрослого может сыграть как положительную, так и отрицательную роль: либо он станет беспрекословно слушаться, либо пойдет на протест.

Игнорирование ребенка может оказаться более действенным методом, чем какие-либо иные. Дети в такой ситуации чувствуют себя покинутыми, они теряют ощущение безопасности. Важно в применении такого вида наказаний показать, что изоляция вызвана не отвращением к самому ребенку, а лишь негодованием из-за его поступка. Только в этом случае воспитательный процесс завершится успехом.

Наказания, основанные на материальных благах, вошли в практику не так давно. Лишив ребенка сладостей или карманных денег, можно добиться результата. Но не стоит злоупотреблять таким родительским наказанием, иначе доминирование взрослых станет пагубным.

Наказания, основанные на логике

Ребенок должен понимать причинно-следственные связи, чтобы впредь не совершать того, за что его ругают. Поэтому важно показать логику своего наказания.

Например, одним из таких способов донести до детей смысл их поступка является разжигание чувства вины. Его нужно инициировать на конкретном примере, рассказывая отпрыску о последствиях содеянного. Важно не переборщить с эмоциональным описанием и не задеть личность ребенка, чтобы не сформировать у него негативное отношение к родителям и самому себе.

Лучшим видом наказания, по мнению специалистов, считается объяснение. Логическое обоснование поступка формирует чувствительность к результатам деяния, это морально развивает малыша.

Совет 2: Как нельзя наказывать маленьких детей

Наказывать ли ребенка – всегда сложная тема для родителей, у которых растут непослушные сорванцы. Психологи рекомендуют стараться решать проблемы мирными способами и всегда учитывать возраст чада. Важно знать, как нельзя наказывать маленьких детей, которые еще плохо понимают, что хорошо, а что плохо.

Если родители посчитали проступок своего малыша достаточно серьезным, чтобы чадо понесло наказание, важно не нанести вреда детской психике. Наказание детей входит в число наиболее внушительных воспитательных методов, и если оно соответствует проделке и используется редко, родитель может добиться позитивного результата. Дети научатся держать под контролем поступки и слова, станут ответственнее, будут уважать точку зрения окружающих.

Задача мамы и папы – с малых лет объяснять баловнику поведенческие правила. Делать это необходимо последовательно, четко и никогда не выходить из себя, тогда поводов для применения сурового метода воспитания может и не возникнуть.

Как нельзя наказывать маленьких детей: важные правила

  1. Как можно наказать ребенка до полутора лет, если в его голове еще плохо уложились понятия «хорошо» и «плохо»? Применять в отношении него карательные меры не только жестоко, но и бессмысленно – кроха только начал познавать окружающий мир, необходимых правил поведения вы ему не привили.
  2. Нельзя запугивать малыша любого возраста, применять наказание, которое может нанести серьезный вред детской психике. Если вы запрете ребенка-дошкольника в темном помещении, у него могут развиться энурез, фобии, ночные кошмары, а также заикание и другие речевые патологии.
  3. Об унижениях и физических наказаниях речи вообще идти не может.
  4. Можно ли наказывать ребенка работой? Ни в коем случае! Посильный труд, как умственный, так и физический, должен стать не повинностью, а нормой. Работа, которую доверяют малышу, «как взрослому», приносит ему ни с чем не сравнимую радость.
  5. Недопустимо наказывать детей за естественные чувства и поведение, которые характерны для конкретного возрастного периода. Малыши по натуре любознательны, именно поэтому проверяют начинку игрушек и бытовых приборов, пробуют все на вкус. Это является нормальной реакцией маленького первооткрывателя на новизну.
  6. Нельзя применять суровые методы воспитания за поступки малыша, связанные с состоянием его здоровья и особенностями характера, физиологии. Так, кроха может быть копушей или непоседой, отличаться неловкостью, плохим аппетитом, ревновать к младшим, не отдавать свои игрушки, не уметь пользоваться горшком. Наказывать детей допустимо только за серьезные проступки, совершенные абсолютно сознательно.

Прежде чем сделать сорванцу внушение и лишить его привычных привилегий, обязательно тщательно разберитесь в ситуации. Важное правило воспитания: на одно наказание – три одобрения. Когда родители применяют карательные меры слишком часто, это очень часто приводит к нежелательным последствиям. Ребенок может стать боязливым и замкнутым, начнет развиваться комплекс неполноценности. Возможно, баловник станет агрессивным, лживым и скрытным.

Самое страшное для ребенка – чувствовать себя ненужным, плохим. Какие бы меры воспитания вы не применяли по отношению к своему малышу, он должен знать, что вы его любите со всеми его достоинствами и недостатками.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500