Совет 1: Где находится исток реки Оки

Ока – шестая по величине река в Европе и одна из крупнейших в России, является самым мощным притоком Волги. У ее ног – почти вся центральная часть России.

Начало начал

Начало река Ока берет в Орловской области – в селе Александровка Глазуновского района. Это место является памятником ландшафтного дизайна регионального значения.

Первые упоминания об Оке относятся к 12 веку и встречаются в летописях, принадлежащих перу Нестора-летописца. Само название реки, по мнению исследователей, восходит к aqua - вода. Длина Оки – 1498 км, 176 из которых река протекает по Московской области. Ока – самая крупная река Подмосковья.

Ранее по этой реке проходил известный хлебный путь Древнерусского государства. Во времена Древней Руси Ока среди рек имела для жителей государства первостепенное значение. Согласно летописи, по Оке русский князь Святослав отправился громить столицу Хазарского каганата город Итиль.

Со временем по течению Оки образовалось много крупных и средних русских городов, ведь река пересекает несколько областей: Орловскую, Тульскую, Белгородскую, Московскую и Нижегородскую. В Нижнем Новгороде Ока впадает в крупнейшую российскую реку Волгу, являясь ее правым притоком.

У истока

Официальный статус истоку Оки администрация Орловской области присвоила только в марте 1996 года. Однако облагораживание территории, прилегающей к истоку, началось ранее, в 1982 году. В 1998 году патриарх Орловский и Ливенский освятил воду источника, пожелав, чтобы вода всегда несла целебные свойства.

В настоящее время территория у истока Оки обустроена для нужд тех, кто сюда приезжает. Это красивое место начинается бутафорскими воротами, открывающими путь к истоку Оки. Сразу же посетители попадают в «чудный» град, населенный сказочными персонажами: деревянными истуканами, причудливыми птицами. Имеется там известная по русскому фольклору избушка «на курьих ножках». Вода из небольшого источника, окруженного валунами, стекает в маленький прудик. По мнению тех, кто лично был у источника Оки, она ледяная. Неподалеку от истока Оки расположилась небольшая деревянная часовня.

Притоки Оки

Ока в своем течении огибают всю Среднерусскую возвышенность. Река сливается со следующими небольшими реками, которые являются ее притоками: в Орле – с Орликом, в Туле – с Упой, около Калуги – с Угрой, в Коломне – с Москвой-рекой.

Нередко случается на Оке половодье, которое всегда бывает бурным, потому на реке сооружены две плотины – в Рязанской и Московской областях.

Совет 2: Истоки реки Оки

Ока – река, протекающая на территории России и имеющая длину в 1498,6 километров и площадь бассейна в 245 тысяч квадратных километров. Воды Оки протекают через Орловскую, Тульскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Владимирскую и Нижегородскую области.

Откуда появилось название реки

На этот счет существует ряд мнений и гипотез. Самая вероятная из них – финно-угорское происхождение названия Оки. Реку могли назвать именно данным этнонимом племена мещеры, мурома, мордвы или другие.

Историк М. Фасмер полагает, что название реки обязано своим происхождением немецкому языку, так как в древнем языке немецких народов слово «aha» переводилось как «вода». А в Вестфалии (территория современной Швейцарии) есть река с названием Аа.

Другой ученый – О.Н. Трубачев – считает, что имя реки имеет балтийское происхождение, так как данная гипотеза лучше всего объясняет ударение на последний слог в названии. В качестве подтверждения этого мнения историк приводит свидетельство того, что еще до славянских племен на берегах реки проживали балты или, как их тогда называли, племена голяди.

Какая из этих гипотез является подлинной истории еще предстоит разбираться, но откуда же берет свое начало Ока?

Исток и дальнейшее течение реки

«Родина» Оки – Орловская область, а точнее родник в селе Александровка Глазуновского района региона. Ручей также протекает по Среднерусской возвышенности, после чего образует глубоко врезанную и очень узкую речную долину с сильным уклоном.

Таким образом еще небольшая река протекает собственно до самого города Орел, где сливается с другой рекой – Орликом, а уже их смешанные воды устремляются по направлению к Тульской области.

В следующем регионе Ока сливается с Улой и течет по направлению к Калуге, где, в свою очередь, соединяется с Угрой, делает очень резкий поворот в восточную сторону и протекает через города Алексин и Таруса. После этого Ока снова поворачивает на север, а в пригороде Протвино опять сворачивает на восток.

Уже в Московской области, куда Ока попадает через Тульскую, возле города Коломна Ока сливается с Москвой-рекой и направляется к югу. В Рязанской области, протекая в очень холмистых местностях, река соединяется с местной Проней и снова поворачивает в сторону север, где уже рядом с Касимовым сливается с Мокшей.

В дальнейшем, с очень заметными излучинами, Ока через Ермишинский район Рязанской области протекает между Владимирской и Нижегородской областями, рядом с Муромом, Павлово и Дзержинском. В конце своего длительного путешествия длиной почти в полторы тысячи километров Ока образует пройму в 2,5 километра и впадает на территории Нижегородской области в самую большую и длинную российскую реку – Волгу.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500